Дело №2-353/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургузова М.В.,
при секретаре Евлампиевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмыревой Валентины Александровны к Козикову Владимиру Александровичу, Чезгановой Нине Александровне о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону,
а также по встречному иску Козикова Владимира Александровича к Шмыревой Валентине Александровне, Чезгановой Нине Александровне о признании свидетельства о праве на наследство по закону частично недействительным, признании права долевой собственности на денежные вклады и квартиру в порядке наследования, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Шмырева В.А. обратилась в суд с иском к Козикову В.А., Чезгановой Н.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону, а именно на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Козиков В.А. подал в суд встречный иск (с учетом изменений от 14.08.2018 и 13.09.2018) к Шмыревой В.А. о признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданное на имя Шмыревой В.А. на денежные вклады, признании права долевой собственности на денежные вклады и квартиру в порядке наследования, взыскании денежных средств полученных в порядке наследования.
В судебном заседании истец Шмырева В.А. и ее представитель по ордеру Подцепкин С.А. поддержали свои исковые требования, пояснив, что наследодателю Шмыревой В.А. - Козикову А.П. на праве личной собственности принадлежала квартира. Истец Шмырева В.А. как наследник первой очереди по закону приняла наследство ФИО13 А.П. после его смерти в виде денежных вкладов, что подтверждается наследственным делом. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. Встречное исковое заявление Шмырева В.А. не признала, пояснив, что Козиков В.А. не принимал наследство отца, доказательства принятия им наследства суду не представил, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении встречно иска.
Ответчик Козиков В.А. и его представитель по доверенности Мохова И.В. возражали против удовлетворения исковых требований Шмыревой В.А. в части, пояснив, что Козиков В.А. также как и Шмырева В.А. является наследником имущества отца, т.к. он фактически принял наследство отца, приняв от него, пиджак с наградами, семейные фотографии. Просили удовлетворить встречные исковые требования Козикова В.А. в полном объеме.
Ответчик Чезганова Н.А., будучи надлежащим образом извещенная о дате слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в своем заявлении не возражала против удовлетворения требований, указав, что наследство отца не принимала, и не претендует на него, не возражает против требований Шмыревой В.А.
В связи с изложенным, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии Чезгановой Н.А.
Заслушав объяснения истца и его представителя, объяснения ответчика и его представителя, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 указанного Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу положений статей 1152, 1153, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу или путем фактического принятия наследства.
Спорным имуществом является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежавшая на праве собственности наследодателю ФИО14 А.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество (л.д. 15-16).
Как видно из материалов дела ФИО15 А.П. умер 10.07.1999 (л.д. 11).
Наследниками умершего ФИО16 А.П. по закону являются его дети Шмырева В.А., Козиков А.П. и Чезганова Н.А., что подтверждается копиями свидетельств о рождении и браке.
В период открытия наследства Шмырева В.А. обратилась в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства, о чем свидетельствует копия наследственного дела №136/1999 к имуществу ФИО17 А.П., умершего 10.07.1999, хранящегося у нотариуса Серебряно-Прудского нотариального округа Московской области Малоросиянцевой Л.Н.
Ответчик Чезганова Н.А. доказательств принятия наследства в суд не представила, на наследство отца не претендует, о чем свидетельствует ее письменное заявление.
Из разъяснений, данных в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Исходя из вышеприведенных положений закона, воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Обосновывая исковые требования о признании частично недействительными свидетельств о праве на наследство по закону, признании права собственности на часть наследственных вкладов, а также о признании права долевой собственности на квартиру, ответчик Козиков В.А. сослался на то, что он занимался похоронами отца, в течение полугода после смерти отца взял на хранение часть его имущества, в том числе пиджак и медали.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Однако, Козиков В.А. не доказал, что он принял наследство отца в виде спорной квартиры, т.к. не совершил описанные выше действия в период с 10.07.1999 по 10.01.2001, т.е. не вселился в спорную квартиру, не проживал в ней на день открытия наследства, не осуществлял оплату коммунальных услуг, страховых платежей, и не совершал иных действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В судебном заседании установлено, что Козиков В.А. знал, что отцу принадлежала спорная квартира, знал о дате его смерти и что на день смерти и позже в квартире проживали сын истца с семьей. Указал, что ему никто препятствий для обращения в шестимесячный срок к нотариусу не чинил, возможность сделать это в силу здоровья имелась.
Таким образом, суд считает установленным, что Козиков В.А. наследства умершего отца в установленный законом срок не принимал. С заявлением о восстановлении срока принятия наследства в суд не обращался.
В этой связи, с учетом позиции ответчика, одни лишь показания допрошенного по делу свидетеля, в целом подтверждающие факт принятия истцом наследственного имущества в виде орденов, медалей и фотографий после смерти отца, с достоверностью не подтверждают принятие им наследства, поскольку они не являются конкретными и документально подтверждены.
Более того, взятие памятных вещей наследодателя, как в рассматриваемом случае, само по себе не свидетельствуют о принятии наследства в срок, поскольку данные вещи взяты «на память» и выступают в роли показателя уважения к памяти покойного отца. При этом, сам Козиков В.А. не смог подтвердить и вспомнить время когда он взял фотографии и медали отца, допрошенный свидетель указанные события также не помнит и не видел.
Так при опросе по принятым судом фотографиям мамы Козиков В.А. указал, что взял ее из дома до смерти отца.
Взятие данных вещей, не свидетельствует о том, что, принимая их, ответчик действовал, как наследник, вступающий в права наследования, и распоряжался имуществом покойного, как своим.
Иных объективных и достоверных доказательств того, что ответчик вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принимал меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества в материалы дела не представлено.
В ходе судебного заседания истцом в суд предоставлен Орден Отечественной войны 1 степени, принадлежавший отцу – наследодателю.
Между тем, доводы истца о принятии части наследства в виде данного ордена, а вследствие принятие всего наследства, так же не могут быть приняты во внимание, т.к. время получения ордена истцом в шестимесячный период после смерти наследодателя не подтверждено, ответчиком оспаривается.
В соответствии п. 1 ст. 1158 ГК РФ государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства. Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации.
Указанный орден относится к государственной награде СССР, а следовательно в силу п. 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» на него распространяется данное положение, относящее его к системе государственных наград Российской Федерации.
Таким образом, исходя из того, что ответчик Козин В.А. фактически не принял наследство своего отца, его встречный иск о признании частично недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданные на имя Шмыревой В.А. на денежные вклады, признании права долевой собственности на денежные вклады и квартиру в порядке наследования и взыскании денежных средств не подлежат удовлетворению, в связи с отсутствием правовых оснований.
В свою очередь, иск Шмыревой В.А., подлежит удовлетворению в полном объеме, с признанием права собственности на спорную квартиру в порядке наследования по закону, как за наследником единственным принявшим наследство умершего отца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 1112, 1142, 1152, 1154, 1158 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шмыревой Валентины Александровны к Козикову Владимиру Александровичу, Чезгановой Нине Александровне о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону удовлетворить.
В удовлетворении встречного иска Козикова Владимира Александровича к Шмыревой Валентине Александровне о признании свидетельств о праве на наследство по закону частично недействительными, признании права долевой собственности на денежные вклады и квартиру в порядке наследования по закону, взыскании денежных средств отказать.
Признать за Шмыревой Валентиной Александровной право собственности, в порядке наследования по закону, на квартиру площадью 30,6 кв.м., с кадастровым номером №№, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы в Серебряно-Прудский районный суд Московской области.
Председательствующий М.В. Кургузов
Решение в окончательной форме принято 24.09.2018.