Решение по делу № 2а-276/2018 ~ М-295/2018 от 02.11.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года          <адрес>

Илимпийский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,

при секретаре Шакирзяновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с аудиопротоколированием дело по административному иску ФИО1 к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> о признании незаконным и отмене постановления Администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п в части исключения его из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди,

                     у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи: ФИО1, его супруга ФИО2 и сын ФИО3, был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

ДД.ММ.ГГГГ письмом ФИО1 был уведомлен Администрацией Эвенкийского муниципального района о снятии его с указанной очереди на основании подпункта «и» пункта 21 Положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и подпункта «и» пункта 19 Порядка и условий предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья гражданам, выезжающим за пределы Эвенкийского муниципального района, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П по причине изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (наличие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что он утратил право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку при проверке достоверности сведений, представленных заявителем, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за его супругой ФИО2 на основании свидетельства о праве наследства по закону было зарегистрировано право собственности на долю жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера по адресу: <адрес>, о чем заявитель Администрацию ЭМР не уведомил. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное жилое помещение прекращено, тем самым заявитель в силу ст.53 Жилищного кодекса РФ намеренно ухудшил свои жилищные условия с тем, чтобы состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет государственных средств, и может быть принят на учет в общем порядке через пять лет после совершения данной сделки, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, у членов семьи участника программы зарегистрировано право собственности по доле в жилом помещении, расположенного по адресу: <адрес>. Заявитель считает данные действия Администрации ЭМР незаконными, так как указанное имущества приобретено супругой в порядке наследования, данное обстоятельство не является основанием для исключения его из списка лиц, претендующих на получение жилищной субсидии.

В судебное заседание ФИО1 и привлеченные к участию в качестве заинтересованных лиц, члены его семьи- ФИО2, ФИО3, проживающие в <адрес>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, от участия в деле с использованием системы видеоконференц-связи отказались, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Администрация Эвенкийского муниципального района и Министерство строительства <адрес>, извещенные своевременно о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, предоставив письменные возражения и отзыв, ходатайствовали о рассмотрении без их участия.

Из письменных возражений и отзывах ответчиков следует, что постановлением Администрации ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО1 был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи 3 человека: ФИО1-заявитель, ФИО2-жена, ФИО3-сын, с датой постанови-ДД.ММ.ГГГГ, регистрационным номером . Истец состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая на основании свидетельства о праве на наследство по закону имеет в собственности долю жилого помещения площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время барка, является их совместной собственностью. исходя из норм Семейного кодекса РФ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ обладал на праве совместной собственности 1/3 долю жилого помещения и не соответствовал условию статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для признания за ним права на получение жилищной субсидии и был не вправе состоять на учете. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное жилое помещение прекращено, тем самым заявитель в силу ст.53 Жилищного кодекса РФ намеренно ухудшил свои жилищные условия. Статьёй 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании ст.22 Положения в случае если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка ан учет производится на общих основаниях. О наличии у супруги на праве собственности жилого помещения заявитель при подаче документов Администрации ЭМР не сообщил, свидетельство о государственной регистрации права не предоставил, данный факт был установлен Администрацией ЭМР в последующем при проверке его документов.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ) определено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно части 1 и 4.2&apos; статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом и определение размера жилищных субсидий, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Положение), предусматривающий порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Перечень оснований снятия граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определен пунктом 21 Положение о регистрации и учете граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . К таким основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (п. п.«в»); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п.п. «д»); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. п. «и»).

Дополнительные гарантии предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в другие районы <адрес>" (далее<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что социальные выплаты предоставляются гражданам, постоянно проживающим в районах отселения и выезжающим в другие районы <адрес>, если они и члены их семей: не имеют жилых помещений за пределами районов отселения на праве собственности, а также не имеют иного права постоянного пользования жилыми помещениями за пределами районов отселения (проживания в жилых помещениях за пределами районов отселения); не получили безвозмездную помощь за счет средств бюджетов разных уровней либо за счет средств организаций в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданин исключается из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в случае приобретения гражданином и (или) членами его семьи после включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, жилья за пределами районов отселения на праве собственности или на ином любом праве постоянного пользования жилыми помещениями (проживания в данных помещениях).

Аналогичные положения содержатся в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении порядка и условий предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья гражданам, выезжающим за пределы Эвенкийского муниципального района», определяющие порядок и условия предоставления социальных выплат за счет средств краевого бюджета.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на жилище (часть 1 статьи 40). При этом государство содействует гражданам в реализации указанного права, что закреплено в части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Данная норма Конституции нашла свое продолжение в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом, источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Таким образом, жилищные субсидии (социальные выплаты) в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ следует рассматривать исключительно в качестве государственной поддержки для реализации гражданами права на жилище.

Материалами дела и судом установлено, что ФИО1 с 1977 года до настоящего времени постоянно работает и проживает в <адрес>, относящегося к районам Крайнего Севера; с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в зарегистрированном браке с Рубцовой (после регистрации брака-ФИО6) ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые зарегистрированы и проживают с истцом по указанному выше адресу соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию ЭМР с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ с составом семьи: супруга ФИО2, сын-ФИО3 На момент подачи заявления стаж работы ФИО1 составлял 32 года 09 месяцев, был поставлен на учет постановлением Администрации ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ под номером по категории «Работающие пенсионеры».

Постановлением Администрации ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО1 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и исключен из очереди со ссылкой на подпункт «и» пункта 21 Положения от ДД.ММ.ГГГГ и подпункта «и» пункта 19 Порядка и условий предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья гражданам, выезжающим за пределы Эвенкийского муниципального района, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П по причине изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, а именно (наличие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону на имя супруги истца ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на 1/3 долю недвижимое имущество – жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

В соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в другие районы <адрес>" является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Приобретение гражданином-получателем социальной выплаты и (или) членами его семьи права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

При этом, основание приобретения права собственности на недвижимое имущество

(по договору дарения, в порядке наследование и т.д.) значения не имеет.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иной.

В силу частью 1 статьи 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Поскольку жилое помещение по адресу: <адрес>, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приобретено супругами в период брака, то в силу ст.31 Семейного кодекса РФ ФИО1 наряду с собственником ФИО2 имеет равное право с ней на пользование данным жилым помещением.

О факте приобретения супругой в общую долевую собственность жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера (в <адрес>) ФИО1, как участник программы по переселению, обязан был в силу требований подпункта « в», «д», «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сообщить в Администрацию ЭМР, однако этого не сделал.

Данные обстоятельства были установлены Администрацией ЭМР в ноябре 2017 при получении выписки из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 зарегистрировано право собственности на 1/3 доли в жилом помещении по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности за ФИО2 было прекращено в связи с отчуждением доли в интересах третьих лиц.

Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, при этом отчуждение такого жилья расценивается, как действие по ухудшению своих жилищных условий, совершенное с намерением приобретения права на получение социальной поддержки, и такие граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с пунктом 22 Положения от ДД.ММ.ГГГГ снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление о снятии его с учета. Следовательно, процедура принятия решения об исключении истца из очереди Администрацией ЭМР соблюдена.

При установленных фактических обстоятельствах, применяя вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что законные основания для постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ, отсутствуют.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными правомочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Суд признает, что нарушений требований действующего законодательства при принятии Администрацией Эвенкийского муниципального района <адрес> решения от ДД.ММ.ГГГГ -п об исключении ФИО1 из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации права, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей» не допущено, поскольку данное решение принято муниципальным органом в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводстве РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п в части исключении его из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации права, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей», восстановлении в очереди, ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья Л.Н.Джимбеева

2а-276/2018 ~ М-295/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Язовский С.П.
Ответчики
Администрация
Суд
Илимпийский районный суд
Судья
Джимбеева Людмила Николаевна
02.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2018[Адм.] Судебное заседание
21.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019[Адм.] Дело передано в архив
28.05.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее