РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: судьи Цыреновой Л.Д.,
при секретаре Ботогоевой Г.А.,
с участием представителя истца- помощника прокурора Баяндаевского района Наерхановой А.К.,
представителя ответчика МБОУ «Ользоновская СОШ» Алдыровой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя ответчика администрации МО «Баяндаевский район» Солсоевой М.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Ользоновская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального образования «Баяндаевский район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Ользоновская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту МБОУ «Ользоновская СОШ») об обязании обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, к администрации муниципального образования «Баяндаевский район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности в вышеуказанной школе в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Баяндаевского района в ходе проверки исполнения законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования установлен факт непринятия в МБОУ «Ользоновская СОШ» мер по антитеррористической защите образовательного учреждения - в учреждении отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
МБОУ «Ользоновская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, учреждением образования, т.е является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Учредителем МБОУ «Ользоновская СОШ» является администрация МО «Баяндаевский район». Деятельность учреждения финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Источниками формирования финансовых ресурсов МБОУ «Ользоновская СОШ» являются бюджетные и внебюджетные средства.
Учредителем учреждения должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требованиям пожарной безопасности, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.
В соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления относится самостоятельное осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Наерханова А.К. просила исковые требования прокурора удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Ользоновская СОШ» Алдырова Т.В. исковые требования прокурора не признала, сославшись на отсутствии финансовых средств, срок исполнения просит установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации МО «Баяндаевский район» Солсоева М.Н. исковые требования прокурора не признала, сославшись на отсутствии финансовых средств, срок исполнения просит установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц: обучающихся МБОУ «Ользоновская СОШ», а также иных лиц, которые могут находиться по иным причинам в данном образовательном учреждении.
Кроме того, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Баяндаевского района Иркутской области проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Баяндаевского района
Из информации начальника ОП (дислокация п. Баяндай») МО МВД России «Эхирит-Булагатский» следует, что в МБОУ «Ользоновская СОШ» отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
Факт отсутствия кнопки тревожной сигнализации ответчиками не оспаривается.
Также судом установлено, что МБОУ «Ользоновская СОШ» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, совершать сделки, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Функции учредителя МБОУ «Ользоновская СОШ» выполняет администрация МО «Баяндаевский район», что подтверждается Уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.3 ст.5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Частью 7 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий ( ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Отсутствие кнопки тревожной сигнализации в МБОУ «Ользоновская СОШ» нарушает требования вышеизложенных норм о создании и поддержании необходимого уровня защищенности данного объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Устранение выявленного нарушения в образовательном учреждении МБОУ «Ользоновская СОШ» возможно при выделении администрацией МО «Баяндаевский район» денежных средств на указанные цели.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
В соответствии с ч.1 ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом.
В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд, учитывая необходимость решения вопроса по финансированию этих работ, а также время на фактическое выполнение работ, полагает разумным установить срок для исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, так как в соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика МБОУ «Ользоновская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в бюджет муниципального района (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает МБОУ «Ользоновская СОШ» от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Баяндаевского района Иркутской области удовлетворить частично.
Обязать МБОУ «Ользоновская СОШ» Баяндаевского района Иркутской области обеспечить установку кнопки тревожной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «Баяндаевский район» Баяндаевского района Иркутской области обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности в МБОУ «Ользоновская СОШ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.
Судья Л.Д.Цыренова