РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2016 г. |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Золотавина А.В.,
при секретаре судебного заседания Гладкой О.М.,
с участием административного истца - Куклиной Т.Б., представителя командующего <иные данные> общевойсковой армией и войсковой части № <иные данные> Янковича Г.И., представителя командира войсковой части № Молочевой А.С., помощника военного прокурора Белогорского гарнизона <иные данные> Мамаева А.С., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части № <иные данные> Куклиной <иные данные> об оспаривании приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией об исключении из списков личного состава воинской части, а также действий командира войсковой части №, связанных с ненаправлением на плановое стационарное лечение в военном медицинском учреждении и предоставлением основного отпуска за 2016 год,
УСТАНОВИЛ:
Куклина обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просит:
-признать незаконным приказ командующего <иные данные> общевойсковой армией от <дата> № об исключении из списков личного состава войсковой части № с <дата>, обязать указанное должностное лицо его отменить и восстановить в списках части для прохождения планового лечения и предоставления основного отпуска за 2016 год;
-признать незаконными действия командира войсковой части № по предоставлению основного отпуска за 2016 год;
-обязать командира войсковой части № направить её на плановое лечение в военный госпиталь <адрес>;
-обязать командира войсковой части № предоставить основной отпуск за 2016 год после прохождения планового лечения.
В обоснование своих требований Куклина указала, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы по <дата> она находилась на курсах профессиональной переподготовки по гражданской специальности. По прибытии с переподготовки <дата> в отделении кадров ей было сообщено, что с <дата> ей предоставлены основной отпуск за 2016 год, а также дополнительный отпуск по личным обстоятельствам сроком на 30 суток и доведено, что она исключена из списков части с <дата>. Отпускные билеты и ВПД она получила <дата>. В период с 31 мая по <дата> обязанности по военной службе она не исполняла, поскольку находилась в отпусках. В период отпуска билеты, приобретенные по ВПД, она сдала, документы об этом предоставила в воинскую часть, поэтому правом на проезд в отпуск не воспользовалась.
Кроме того, в период прохождения переподготовки <дата> она обратилась в ФГКУ «411 военный госпиталь» МО РФ для прохождения планового лечения. Поступление на плановое лечение ей было назначено на <дата>. Рапорт с просьбой о направлении на плановое лечение она направила командиру войсковой части № по почте. Однако, после её прибытия с переподготовки, вместо направления на плановое лечение ей были предоставлены указанные отпуска, чем было нарушено её право на прохождение планового лечения в военном госпитале в период прохождения военной службы.
Представитель командующего <иные данные> общевойсковой армией Янкович, возражая против заявленных требований, пояснил, что оспариваемым приказом Куклина исключена из списков части с <дата>, положенным денежным довольствием она обеспечена своевременно, приказ был издан до обращения Куклиной за плановым лечением, плановое лечение не является экстренной медицинской помощью, поэтому Куклина может пройти лечение после исключения из списков части.
Представитель командира войсковой части № Молочева, возражая против заявленных требований, указала, что Куклина с <дата> находилась в отпусках, поэтому направление для прохождения планового лечения командиром войсковой части № не было выдано. При этом <дата> Куклина в отделении кадров воинской части отказалась получать отпускные билеты и ВПД, предписание для постановки на воинский учет, а также отказалась поставить подпись об ознакомлении с приказом о предоставлении отпусков и об ознакомлении с приказом об исключении из списков части.
Заслушав стороны и заключение прокурора Мамаева, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
По делу установлено, что на основании приказа командира войсковой части № Куклиной предоставлены основной и дополнительный отпуска с 31 мая по <дата>, в выдаче направления об убытии на плановое лечение с <дата> командиром войсковой части № отказано. Основной и дополнительный отпуска Куклиной использованы. Окончательный расчет по денежному довольствию произведен своевременно.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Как следует из выписки из приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией от <дата> № Куклина уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет календарную выслугу свыше 20 лет.
Согласно выписки из приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией (по строевой части) от <дата> № Куклина исключена из списков личного состава войсковой части № с <дата>.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части № от <дата> № Куклиной с <дата> предоставлено 34 суток основного отпуска за 2016 год и 4 суток на дорогу, а всего 38 суток, с выездом в <адрес>, а также предоставлен дополнительный отпуск по личным обстоятельствам сроком на 30 суток.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями отпускных билетов № и № от <дата>.
Как следует из копии рапорта от <дата> Куклина указала место проведения основного отпуска - <адрес>.
Как пояснила административный истец и представитель командира войсковой части № Молочева, приказ о предоставлении отпусков Куклиной доведен <дата>, после чего Куклина убыла со службы.
Свидетели ФИО6, ФИО7 и ФИО8, каждая в отдельности, показали, что <дата> в отделении кадров воинской части Куклина отказалась получать отпускные билеты, предписание для постановки на воинский учет, а также отказалась поставить свою подпись об ознакомлении с приказом о предоставлении отпусков и об ознакомлении с приказом об исключении из списков части, о чем был составлен акт.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией акта от <дата>.
Как видно из копий корешков требований проездных документов Куклина <дата> получила ВПД на себя и своего сына для следования к месту проведения основного отпуска.
Согласно пояснениям административного истца, копий бланков ВПД и копий справок для перерасчета с авиакомпанией от <дата> Куклина произвела возврат авиабилетов по ВПД.
На основании п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск на основании приказа командира воинской части, при этом согласно п. 4 данной статьи Положения продолжительность отпуска за службу в отдаленной местности увеличивается на 5 суток.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
На основании п. 16 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы, они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части по окончании последнего из отпусков.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.
Принимая во внимание, что приказ о предоставлении основного и дополнительного отпусков доведен Куклиной <дата>, в тот же день ей было предложено получить отпускные билеты и ВПД, с <дата> обязанности по военной службе Куклина не исполняла, ей было предоставлено 34 суток основного отпуска и 4 суток на дорогу, а всего 38 суток, при этом при выслуге в льготном исчислении свыше 20 лет основной отпуск за 2016 год ей должен был быть предоставлен пропорционально прослуженному времени до даты исключения из списков части <дата> (45:12х8=30), с учетом округления количества неполных суток в сторону увеличения, и 5 суток за службу в отдаленной местности, а всего 35 суток с предоставлением отпуска не ранее, чем с <дата> - со следующего дня после извещения о предоставлении отпуска.
Принимая во внимание, что Куклиной должно было быть предоставлено 35 суток основного отпуска (не считая времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно), однако фактически было предоставлено 38 суток, при этом учитывая, что фактически отпуск предоставлен с <дата>, поэтому Куклина фактически использовала 36 суток отпуска, поскольку правом на проезд к месту проведения отпуска она не воспользовалась. На основании изложенного военный суд приходит к выводу, что право административного истца на отдых не нарушено, оснований для отмены как незаконного приказа командира войсковой части № о предоставлении Куклиной основного отпуска не имеется, а также нет оснований для предоставления ей данного отпуска повторно.
Доводы Куклиной о незаконности предоставления основного отпуска являются несостоятельными, поскольку предоставление военнослужащему данного отпуска является обязанностью командира воинской части.
Иные доводы Куклиной о своем несогласии с определением периода предоставления данного отпуска являются ошибочными, поскольку указанным правом обладает командир воинской части, что в полной мере согласуется с требованиями п. 16 ст. 29 и п. 24 ст. 34 Положения.
Давая оценку доводам Куклиной о необоснованном предоставлении основного отпуска задним числом с <дата>, с учетом того, что фактически Куклиной использован основной отпуск большей продолжительности, чем установлено Положением, поэтому на существо принимаемого судом решения это не влияет.
Доводы Куклиной о предоставлении отпускных билетов без печати и подписи командира части являются неубедительными, поскольку вместо получения отпускных билетов и ВПД <дата> Куклина убыла со службы ранее регламента.
Как следует из пояснений административного истца и сведений из ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» окончательный расчет с Куклиной произведен <дата>.
Принимая во внимание, что расчет при увольнении по денежному довольствию с Куклиной произведен своевременно - до исключения из списков части, основной и дополнительный отпуска использованы полностью, оснований для восстановления административного истца в списках части в порядке п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы не имеется.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» исключение военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, из списков личного состава воинской части не допускается.
В соответствии с п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
Оснований для восстановления Куклиной в списках личного состава в порядке требований п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не имеется, поскольку на стационарном лечении в период исключения из списков части административный истец не находилась.
Таким образом, никаких оснований для отмены как незаконного приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией от <дата> № об исключении Куклиной из списков личного состава не имеется.
Что касается доводов Куклиной о необходимости восстановления в списках личного состава для прохождения планового лечения, военный суд считает необходимым отметить следующее.
Как следует из рапорта Куклиной от <дата>, её пояснений, копии осмотра Куклиной отоларингологом ФГКУ «411 военный госпиталь» МО РФ, в период переподготовки административный истец <дата> обратилась в указанное военное медицинское учреждение для прохождения планового лечения, поступление на плановое лечение ей было назначено на <дата>.
Как установлено в судебном заседании с 31 мая по <дата> Куклина находилась в основном и дополнительном отпусках.
Порядок направления военнослужащего в военно-медицинские учреждения, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи, регламентирован ст. 363 Устава внутренней службы ВС РФ, согласно которой военнослужащие в период нахождения в отпуске или в командировке направляются на стационарное лечение военными комендантами или военными комиссарами.
Согласно заключению специалиста ФИО9 - исполняющего обязанности заместителя начальника ФГКУ «411 военный госпиталь» МО РФ по медицинской части, вышеуказанный порядок направления военнослужащего военным комендантом или военным комиссаром на стационарное лечение в период нахождения в отпуске также предусмотрен ст. 593 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденного приказом начальника Тыла ВС РФ - заместителем Министра обороны РФ от <дата> №. При этом, Куклина с учетом льготного основания увольнения и выслуги лет может прибыть в военный госпиталь для определения даты начала госпитализации и планового лечения после исключения из списков части.
По указанным основаниям направить Куклину на плановое стационарное лечение в период ее нахождения в отпуске командир войсковой части № не мог, поскольку командир части вправе продлить основной отпуск на количество дней болезни, правом отозвать военнослужащего из отпуска командир части не обладает.
Дополнительно военный суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
При указанных обстоятельствах требование Куклиной о возложении на командира войсковой части № обязанности по направлению на плановое лечение после исключения из списков личного состава части является необоснованным, что не лишает Куклину права самостоятельно обратиться за медицинской помощью в военное медицинское учреждение.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Куклиной <иные данные> об оспаривании приказа командующего <иные данные> общевойсковой армией об исключении из списков личного состава воинской части, а также действий командира войсковой части №, связанных с ненаправлением на плановое стационарное лечение в военном медицинском учреждении и предоставлением основного отпуска за 2016 год, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 5 сентября 2016 года.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин