Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2694/2020 от 30.10.2020

Судья Зацепилина Е.В.                   Дело №33-2694/2020

(№2-1854/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Сивашовой А.В.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щепетиной Н.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Щепетиной Н.С. на решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Щепетиной Н.С. и ее представителя Илюшина К.Н., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Щепетина Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указывала, что 10.07.2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения выхода возраста на пенсию в соответствии со ст. ст. 32, 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 23.07.2020 ей отказано в назначении пенсии, поскольку действующим законодательством суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию не предусмотрено.

С решением пенсионного органа истец не согласилась, поскольку с учетом суммарной продолжительности проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет и назначение пенсии с 48 лет.

По изложенным основаниям просила признать за ней право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 7 лет, обязать ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить пенсию с 19.07.2020.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Щепетина Н.С. просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что нормы законодательства не содержат положений, позволяющих суммировать величины снижения пенсионного возраста.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В соответствии с абз. 2 ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Частью первой ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п.9).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

Как усматривается из ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

По правилам ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Часть вторая статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закрепляет правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определениях от 22.04.2014 №852-О и от 24.03.2015 №593-О, закрепленное в части 2 статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.

До 01.02.1998 действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р.

С 01.02.1998 применяется Перечень, утвержденный Правительством РФ от 18.12.1997 №1582.

Указанными Перечнями п. Чахов Клинцовского района Брянской области с 26.04.1986 по 20.10.2015 был отнесен к зоне отселения, г.Клинцы Брянской области с 26.04.1986 по 20.10.2015 - к зоне проживания с правом на отселение.

Как видно из материалов дела, Щепетина Н.С. в период с 26.04.1986 по 01.09.1990 проживала в п. Чахов Клинцовского района Брянской области, с 09.08.1995 по 06.11.2001 - в г.Клинцы Брянской области.

Таким образом, истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (статья 33 Закона) и постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы (статья 32 Закона).

Период проживания истца с 26.04.1986 по 01.09.1990 в зоне отселения составляет более 4 лет, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Период проживания истца с 09.08.1995 по 06.11.2001 в зоне с правом на отселение составляет более 6 лет, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что основания и условия снижения пенсионного возраста, предусмотренные статьями 32 и 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются самостоятельными и подлежать отдельному учету, в законе отсутствуют положения, позволяющие суммировать установленные данными статьями величины, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии с учетом снижения возраста на 7 лет, отказав в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы Щепетиной Н.С. о неверном применении судом положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются ошибочными.

Так, в части второй статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.

Однако, вопреки утверждению истца часть вторая статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предоставляет гражданам, проживавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования величин такого снижения по всем имеющимся основаниям, но не более 10 лет, как это определено частью третьей статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом, вопреки доводов апелляционной жалобы, не подлежит применению к возникшим правоотношениям и определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 403-О, поскольку в данном определении приведена правовая позиция по вопросам пенсионного обеспечения граждан за проживание (работу) в радиационно-загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания (работы) был изменен Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не влияют на законность постановленного решения, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щепетиной Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Зацепилина Е.В.                   Дело №33-2694/2020

(№2-1854/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Сивашовой А.В.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щепетиной Н.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Щепетиной Н.С. на решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Щепетиной Н.С. и ее представителя Илюшина К.Н., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Щепетина Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указывала, что 10.07.2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения выхода возраста на пенсию в соответствии со ст. ст. 32, 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 23.07.2020 ей отказано в назначении пенсии, поскольку действующим законодательством суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию не предусмотрено.

С решением пенсионного органа истец не согласилась, поскольку с учетом суммарной продолжительности проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет и назначение пенсии с 48 лет.

По изложенным основаниям просила признать за ней право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 7 лет, обязать ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить пенсию с 19.07.2020.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Щепетина Н.С. просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что нормы законодательства не содержат положений, позволяющих суммировать величины снижения пенсионного возраста.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В соответствии с абз. 2 ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Частью первой ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п.9).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

Как усматривается из ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

По правилам ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Часть вторая статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закрепляет правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определениях от 22.04.2014 №852-О и от 24.03.2015 №593-О, закрепленное в части 2 статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.

До 01.02.1998 действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р.

С 01.02.1998 применяется Перечень, утвержденный Правительством РФ от 18.12.1997 №1582.

Указанными Перечнями п. Чахов Клинцовского района Брянской области с 26.04.1986 по 20.10.2015 был отнесен к зоне отселения, г.Клинцы Брянской области с 26.04.1986 по 20.10.2015 - к зоне проживания с правом на отселение.

Как видно из материалов дела, Щепетина Н.С. в период с 26.04.1986 по 01.09.1990 проживала в п. Чахов Клинцовского района Брянской области, с 09.08.1995 по 06.11.2001 - в г.Клинцы Брянской области.

Таким образом, истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (статья 33 Закона) и постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы (статья 32 Закона).

Период проживания истца с 26.04.1986 по 01.09.1990 в зоне отселения составляет более 4 лет, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Период проживания истца с 09.08.1995 по 06.11.2001 в зоне с правом на отселение составляет более 6 лет, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что основания и условия снижения пенсионного возраста, предусмотренные статьями 32 и 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются самостоятельными и подлежать отдельному учету, в законе отсутствуют положения, позволяющие суммировать установленные данными статьями величины, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии с учетом снижения возраста на 7 лет, отказав в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы Щепетиной Н.С. о неверном применении судом положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются ошибочными.

Так, в части второй статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.

Однако, вопреки утверждению истца часть вторая статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предоставляет гражданам, проживавшим на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и, соответственно, имеющим различные основания предоставления льготы по снижению пенсионного возраста, возможность реализации права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом суммирования величин такого снижения по всем имеющимся основаниям, но не более 10 лет, как это определено частью третьей статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом, вопреки доводов апелляционной жалобы, не подлежит применению к возникшим правоотношениям и определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 403-О, поскольку в данном определении приведена правовая позиция по вопросам пенсионного обеспечения граждан за проживание (работу) в радиационно-загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания (работы) был изменен Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не влияют на законность постановленного решения, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щепетиной Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2694/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Щепетина Наталья Сергеевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайлнная)
Суд
Орловский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
02.11.2020Передача дела судье
18.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее