гр.д.№2(1) -1434/2021
УИД 56RS0007-01-2021-002489-59
Решение
именем Российской Федерации
7 октября 2021 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Макуровой М.Н.,
при секретаре Башкевич Е.И.,
с участием представителя истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Кузнецовой Кристины Юрьевны, ответчика индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Близинцеву Сергею Анатольевичу о понуждении к устранению нарушений законодательства,
установил:
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности субъекта транспортной инфраструктуры индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича (ИНН №).
Установлено, что индивидуальный предприниматель Близинцев С.А. на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ являющейся бессрочной, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно, регулярные перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах города Бугуруслан.
Перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляет ежедневно.
С целью осуществления регулярных перевозок пассажиров индивидуальный предприниматель Близинцев С.А. использует <данные изъяты> транспортных средств - автобусы модели ПАЗ, с идентификационными номерами №
Вышеуказанные транспортные средства используются на основании заключенных договоров безвозмездной аренды транспортных средств, за исключением автобуса модели ПАЗ с идентификационным номером №, принадлежащим Близинцеву С.А.
Приказом индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ № назначено ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности – ФИО41 который аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности не прошел, свидетельство об аттестации ему не выдавалось.
Приказом индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ № водители используемых автотранспортных средств ФИО42 назначены лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств ИП Близинцева С.А.
В нарушение указанных требований Закона сведения, предусмотренные п. 8 ч.1 ст. 10 Закона на данных лиц у индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. также отсутствуют. ФИО43 аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности не прошли, свидетельства об аттестации последним не выдавались.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А. проверка лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности, в установленном законом порядке не проводилась.
Документы, подтверждающие направление полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона в Федеральное дорожное агентство в прокуратуру индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А. не представлены.
Паспорта обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств отсутствуют.
Статьей 10 Закона «О транспортной безопасности» устанавливает исчерпывающий перечень ограничений, при наличии которых лица не допускаются к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Вместе с тем, у индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. отсутствуют сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Закона.
В нарушение требований закона индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А. к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, допущены лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Вышеуказанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, допущенные индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А., нарушают установленный порядок требований в области транспортной безопасности, что может повлечь за собой угрозу совершения актов незаконного вмешательства, то есть противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, влекущего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба либо создающего угрозу наступления таких последствий.
Просил обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств путем разработки, утверждения и направления в Федеральное дорожное агентство паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств – автобусов, с идентификационными номерами №
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем организации подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности – ФИО44
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем обеспечения проверки сведений, указанных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в отношении лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности, – ФИО45
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем направления в Федеральное дорожное агентство полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО51
В судебном заседании представитель истца помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Кузнецова К.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик индивидуальный предприниматель Близинцев С.А. в судебном заседании по существу не возражал против удовлетворения иска, но просил предоставить ему более длительный срок для устранения выявленных нарушений. Также пояснил, что водители ФИО46 в настоящее время умерли.
Третьи лица в суд не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Согласно ч. 2 этой же статьи основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1640 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования).
Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п.п.4 п.6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению. Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки.
В силу п.п.3 п.6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны представить в Федеральное дорожное агентство полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона.
В соответствии с п.п.1 п.6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
Статьей 10 Закона «О транспортной безопасности» устанавливает исчерпывающий перечень ограничений, при наличии которых лица не допускаются к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 10 Закона работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу требований ст. 12.1 Закона силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172, в соответствии с п. 28 которого в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии. На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аттестации).
В силу п.п.2 п.6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны назначить лицо (лиц) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств.
В силу п.п.11 ст. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона.
В силу пункта 10 ст.1 Закона транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В судебном заседании установлено, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности индивидуального предпринимателя Близинцева С.А.
Установлено, что индивидуальный предприниматель Близинцев С.А. на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ являющейся бессрочной, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно, регулярные перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах города Бугуруслан.
С целью осуществления регулярных перевозок пассажиров индивидуальный предприниматель Близинцев С.А. использует <данные изъяты> транспортных средств - автобусы модели ПАЗ, на основании заключенных договоров безвозмездной аренды транспортных средств.
Приказом индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ № назначено ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности – ФИО47, который аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности не прошел, свидетельство об аттестации ему не выдавалось.
Приказом индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ № водители используемых автотранспортных средств (ФИО48 назначены лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств ИП Близинцева С.А.
В нарушение указанных требований Закона сведения, предусмотренные п. 8 ч.1 ст. 10 Закона на данных лиц у индивидуального предпринимателя Близинцева С.А. отсутствуют, аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности данные лица не прошли, свидетельства об аттестации последним не выдавались.
Также индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А. проверка лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности, в установленном законом порядке не проводилась. К работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, допущены лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. В отношении вышеуказанных лиц не выявлялись сведения: имеют ли непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; страдают ли психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; внесены ли в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; подвергнуты ли административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Документы, подтверждающие направление полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона в Федеральное дорожное агентство в прокуратуру и в ходе судебного разбирательства в материалы дела индивидуальным предпринимателем Близинцевым С.А. не представлены.
Паспорта обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств отсутствуют.
Выявленные факты нарушают установленный порядок требований в области транспортной безопасности, что может повлечь за собой угрозу совершения актов незаконного вмешательства, то есть противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, влекущего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба либо создающего угрозу наступления таких последствий.
Поэтому требования прокурора, предъявленные к индивидуальному предпринимателю Близинцеву С.А., суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения выявленных нарушений законодательства отвечает принципу разумности и является достаточным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Близинцеву Сергею Анатольевичу о понуждении к устранению нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до 01.02.2022 провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств путем разработки, утверждения и направления в Федеральное дорожное агентство паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств – автобусов, с идентификационными номерами №
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем организации подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности – ФИО49
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем обеспечения проверки сведений, указанных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в отношении лиц, выполняющих работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности, – ФИО50
Обязать индивидуального предпринимателя Близинцева Сергея Анатольевича до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению транспортной безопасности путем направления в Федеральное дорожное агентство полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н.Макурова
Текст мотивированного решения изготовлен 8 октября 2021 года.