РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Калевала 27 марта 2013 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Пиванковой,
с участием помощника прокурора Калевальского района РК Кузнецовой Т.В., главного врача ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» Крупенькиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калевальского района Республики Карелия к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Калевальская центральная районная больница» об обязании оборудовать пандусами и поручнями у лестниц вход в здание территориально-обособленного объекта здравоохранения «Боровская больница», расположенного по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор Калевальского района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной структуры, в обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Калевальского района РК по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в п. Боровой Калевальского района, установлено, что входы в здание территориально-обособленного объекта здравоохранения «Боровская больница», а именно крыльцо входа в помещение скорой медицинской помощи, крыльцо входа в помещение детской поликлиники, крыльцо входа в здание Боровской больницы, расположенные по адресу: <адрес>, не оборудованы пандусом и поручнями, позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов в указанное здание. Просит суд обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Калевальская центральная районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно - оборудовать пандусами и поручнями у лестниц вход в здание ТОО «Боровская больница», а именно крыльцо входа в помещение скорой медицинской помощи, крыльцо входа в помещение детской поликлиники, крыльцо входа в здание Боровской больницы, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Кузнецова Т.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенном в заявлении. Уточнила требования в части требования обязать ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» оборудовать пандусами и поручнями у лестницы вход в здание ТОО «Боровская больница», в срок до 01 октября 2013 года. Просила заявление прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» - главный врач больницы Крупенькина С.В., действующая на основании распоряжения Главы Администрации Калевальского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в судебном заседании с требованиями согласилась. Пояснила, что в срок до 01 октября 2013 года пандусам и поручнями у лестницы вход в здание ТОО «Боровская больница» они смогут оборудовать. К работам будут готовы приступить не раньше июня 2013 года. Ремонтные работы планируется проводить силами рабочих больницы.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ) целью настоящего Федерального закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализации гражданских прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 9.4 Региональных нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия», утвержденных постановлением Правительства РК от 07 октября 2008 г. № 210-П, предписано, что объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться, кроме иных специальных приспособлений и оборудования пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 73, который постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Пункты 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.
Согласно Уставу ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница», утвержденному приказом Миниздравсоцразвития РК от ДД.ММ.ГГГГ №:
п. 1.3 - функции и полномочия учредителя от имени РК осуществляет Минздравсоцразвития РК, на которое возложено осуществление координации и контроля за деятельностью учреждения. Госкомитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для госнужд осуществляет от имени РК права собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением;
п. 1.4 - учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс;
п. 1.5 - в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и т.д.;
п. 2.1 - целями деятельности учреждения является обеспечение населения РК медицинской помощью в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи;
п. 2.2 - предметом деятельности учреждения является медицинская помощь, направленная на достижение целей, указанных в п. 2.1 Устава;
п. 5.11 - имущество учреждения является государственной собственностью РК и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с решением VIII сессии I созыва Совета Калевальского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № VIII-I-120 была произведена реорганизация МУ «Калевальская центральная районная больница» в форме присоединения к нему МУ «Боровская районная больница № 1».
В силу Положения о территориально-обособленном объекте здравоохранения ТОО «Боровская больница», утвержденного главным врачом ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ, ТОО «Боровская больница» не является юридическим лицом (п. 3 Положения).
Согласно п. 1 Положения ТОО «Боровская больница» является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе деятельность по проведению широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; ранее выявление больных; диспансеризацию здоровых и больных, оказание первичной медико-санитарной помощи населению.
Основными задачами ТОО «Боровская больница», помимо иных задач, является оказание первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению непосредственно в ТОО «Боровская больница» и на дому; разработка и осуществление мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости населения (п. 4 Положения).
В судебном заседании установлено, что входы в здание ТОО «Боровская больница», а именно крыльцо входа в помещение скорой медицинской помощи, крыльцо входа в помещение детской поликлиники, крыльцо входа в здание Боровской больницы, расположенных по адресу: <адрес>, не оборудованы пандусами и поручнями, позволяющими обеспечить свободный доступ инвалидов в указанное здание.
ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» не соблюдаются права инвалидов, предусмотренные Федеральным законом № 181-ФЗ, в связи с чем доступ маломобильных групп населения в здание ТОО «Боровская больница» в п. Боровой Калевальского района отсутствует.
В силу Устава ТОО «Боровская больница» является имуществом ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница», которое находится у больницы в оперативном управлении.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что устройство пандусов и поручней, позволяющих обеспечить свободный доступ инвалидов в здание ТОО «Боровская больница» в п. Боровой, должно быть обеспечено владельцем имущества - ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница».
При установленных обстоятельствах заявленное требование прокурора Калевальского района РК к ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» является законным и обоснованным.
С учетом уточненных прокурором требований, суд считает требования прокурора Калевальского района РК подлежащими удовлетворению. Учитывая тот факт, что исполнение настоящего решения потребует определенного количества времени, суд полагает необходимым установить ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» срок для исполнения настоящего решения - до 01 октября 2013 год.
Частью 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ определено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В судебном заседании установленною, что ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница» является бюджетным учреждением, со слов главного врача Крупенькиной С.В. в 2013 году изменилась система финансирования бюджетных учреждений, на оборудование пандусами и поручнями у лестниц входы ТОО «Боровская больница» в п. Боровой Калевальского района денежных средств не выделено.
С учетом принятого решения, на основании ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины до 400 рублей, подлежащей взысканию с ГБУЗ «Калевальская центральная районная больница».
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Калевальского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Калевальская центральная районная больница» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: оборудовать пандусами и поручнями у лестниц входы в здание территориально-обособленного объекта здравоохранения «Боровская больница»: крыльцо входа в помещение скорой медицинской помощи, крыльцо входа в помещение детской поликлиники, крыльцо входа в здание Боровской больницы, расположенные по адресу: <адрес>, в срок до 01 октября 2013 года.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Калевальская центральная районная больница» в доход бюджета Калевальского городского поселения государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2013 года
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 28 марта 2013 года
Справка. Решение вступило в законную 30 апреля 2013 года.
Копия верна: Судья Е.С. Бехтерев