Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2797/2021 ~ М-2254/2021 от 25.06.2021

Дело № 2-2797/2021

УИД 36RS0006-01-2021-003989-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре      Шестопаловой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарховой Надежды Николаевны к ОПФР по Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании наличия по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочной назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л :

13.10.2020 Тархова Н.Н. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже от 10.12.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.

Не согласившись с указанным решением, Тархова Н.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, прост суд:

1) обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды:

- с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 – периоды работы в должности учителя физической культуры в МБОУ «Средняя образовательная школа №34»

2) признать наличие по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет.

3) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 08.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ «СОШ с УИОП №34» (л.д. 36-37).

Определением суда от 22.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в г. Воронеже на надлежащего – ОПФР по Воронежской области (л.д. 81-82).

Определением суда от 22.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (л.д. 81-82).

В судебном заседании истец Тархова Н.Н., ее представитель, действующая на основании ордера адвокат Ишкова М.А.,    заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить. Суду представлены письменные пояснения по заявленным требованиям (л.д. 71-72, 111-112).

Представитель ответчика ОПФР по Воронежской области, действующая на основании доверенности Соколова М.В.,      в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 23-24).

Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица МБОУ «СОШ с УИОП №34» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 13.10.2020, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона, согласно которому лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом, лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список №781).

Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 10.12.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет (л.д. 6 оборот).

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 10.12.2020 истцу в специальный стаж не включены периоды работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34№ с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 в должности учителя физической культуры на 0, 9 ставки (16 часов в неделю) и 9 часов в неделю реализация обязательного третьего часа физической культуры через внеурочную деятельность, так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, что предусмотрено п. 4 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Кроме того, в результате дополнительной проверки установлено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной. Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей. Следовательно, часы внеурочной деятельности не входят в количество часов учебных занятий по обязательным предметным областям (акт документальной проверки УПФР в г. Воронеже от 09.12.2020 №34-86 и дополнение к акту документальной проверки от 06.07.2020 №34-20).

Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. №781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе в колледжах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы,

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников установлены приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601. В соответствии с п. 2.8.1 приложения к данному приказу учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, норма часов учебной нагрузки (преподавательской) работы установлена 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

В судебном заседании установлено, что в спорные периоды истец работала в МБОУ «СОШ №34» в должности учителя физической культуры, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 176-180).

Согласно копии справки (л.д. 9), истец в период с 01.09.2018 по 04.12.2018 и с 08.12.2018 по 12.10.2020 была протарифицирована учителем физической культуры с педагогической нагрузкой 16 часов в неделю, 9 часов в неделю реализация обязательного третьего часа физической культуры через внеурочную деятельность и осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с образовательной программой основного общего образования на основании федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897. Согласно п. 13 ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При этом внеурочная и урочная деятельность представляет собой суммарное выполнение ставки заработной платы. Исходя из письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивное, оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). При этом формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно. В целях реализации ФГОС ООО образовательная организация разработала штатное расписание, и третий час физической культуры был реализован через внеурочную деятельность и включен в сетку расписания учебных занятий как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры, тем самым реализуя ФГОС ООО.

Указанное подтверждается представленными суду расписаниями учебных занятий (л.д. 10-12, 144-153, 189-190), учебными планами и пояснительными записками к учебным планам (л.д. 58-70, 153-162), согласно которым третий обязательный час физической культуры в 5-9 классах организуется в рамках внеурочной деятельности учащихся (согласно редакции СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81), рабочей программой курса внеурочной деятельности (третий обязательный час физической культуры) (л.д. 118-143, 163-175).

Кроме того, согласно справке об объеме учебной нагрузки (л.д. 108-110) истец с 1994 г. по настоящее время работает в МБОУ школа №34 г. Воронежа на полную учебную нагрузку в должности учителя физической культуры. Третий обязательный част физической культуры был введен в федеральный базисный учебный план общеобразовательных организаций приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной нагрузки. Уроки физической культуры запрещалось заменять другими предметами. При переходе на ФГОС общего образования норма о третьем обязательном часе физической культуры оставалась в силе, поскольку была закреплена Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10). Ситуация изменилась в связи с новой редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, в соответствии с п. 10.20 которых установлено, что для удовлетворения биологический потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

Запрещение внеурочной формы реализации обязательного третьего часа физической культуры согласуется с решениями Экспертного совета Минобрнауки России от 02.11.2011 №2 и от 21.12.2011 №3 об использовании в общеобразовательных организациях образовательных программ, расширяющих базовое содержание уроков физической культуры.

Также согласно п. 13 ФГОС ООО (утвержденного приказом Министерства образование и науки РФ от 17.12.2010 №1897) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. (В отличие от дополнительного образования, которое не является частью основной образовательной программы образовательного учреждения). Поэтому за пределы учебного времени вывести учебное занятие невозможно: любое время реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС – учебное.

Третий час физической культуры за счет внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №34 был включен в расписание занятий учащихся основной школы. При этом количество занятий в день не превышало предельно допустимую норму в соответствии с СанПиН. На этих занятиях присутствовали все учащиеся класса (в соответствии с заявлениями родителей).

На основании вышеуказанных документов, в целях реализации ФГОС ООО образовательное учреждение разработало штатное расписание, при этом формы организации внеурочной деятельности как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно (письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») и третий час физической культуры был реализован через внеурочную деятельность в и включен в сетку расписания учебных занятий как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры, тем самым реализуя ФГОС ООО.

Отсюда следует, что Тархова Н.Н. проводила уроки через внеурочную деятельность, осуществляла трудовую функцию в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком, с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Также суду представлены справки от 09.11.2021 (л.д. 98, 99), из которых видно, что истец в спорные периоды работала в МБОУ СШ №34 в должности учителя физической культуры полный рабочий день: учебный год 2018-2019 г.г. – 16 часов (учебная нагрузка) + 11 часов обязательная внеурочная деятельность; учебный год 2019-2020 г.г. – 16 часов учебная нагрузка) + 14 часов обязательная внеурочная деятельность; учебный год 2020-2021 г.г. -16 часов (учебная нагрузка) + 18 часов обязательная внеурочная деятельность.

Реализация преподавательской (нормируемой) учебной нагрузки регулируется штатным расписанием школы – это регламентирует п. 2.2 приложения к приказу Минобрнауки РФ т 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В соответствии с актуальными нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда педработников, исчисление заработной платы Тарховой Н.Н. в период с 01.09.2018 по 04.12.2018 и с 08.12.2018 по 12.10.2020 осуществлялось с учетом установленных норм часов и объема учебной (преподавательской) работы в неделю. Оплата внеурочной деятельности в школе включена в план обязательной образовательной работы, оплачивается также, как и за уроки – согласно ставке заработной платы с учетом объема установленной учебной нагрузки из областного бюджета Воронежской области. Порядок оплаты педагогического труда по кластеру внеурочной деятельности отражен в локальном положении об оплате труда педработников (письмо Минобрнауки РФ от 29.12.2017 №ВП-1992/02 О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций), где в пункте «кадровое обеспечение внеурочной деятельности» говорится, что объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника. Финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. МКУ «БРЦ ОО Ленинского района городского округа город Воронеж» подтверждает, что учителю физической культуры Тарховой Н,Н. выплаты заработной платы за урочную и внеурочную деятельность производились из областного бюджета Воронежской области.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком от 29.10.2002 №781, ею выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, в связи с чем данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, истцом заявлено требование о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018. Указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки истец в период с 1994 г. по настоящее время работает в МБОУ СОШ № в должности учителя физической культуры. В указанный период работы истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, в силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно – правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,    в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, а соответственно, производилось перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.

На основании изложенного, учитывая, что периоды работы, в течение которых истец находилась на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 также подлежат включению в специальный стаж.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости, может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно представленному ответчиком расчету, специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов по состоянию на 13.10.2020 составляет 25 лет 10 месяцев 9 дней, в связи с чем требованием истца о признании наличия по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочной назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет подлежит удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, учитывая, что судом исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ОПФР по Воронежской области включить в специальный стаж Тарховой Надежды Николаевны следующие периоды:

- с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 – периоды работы в должности учителя физической культуры в МБОУ «Средняя образовательная школа №34»

Признать наличие у Тарховой Надежды Николаевны по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью 25 лет.

Взыскать с ОПФР по Воронежской области в пользу Тарховой Надежды Николаевны       судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                      Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 22.11.2021.

Дело № 2-2797/2021

УИД 36RS0006-01-2021-003989-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре      Шестопаловой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарховой Надежды Николаевны к ОПФР по Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, признании наличия по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочной назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л :

13.10.2020 Тархова Н.Н. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже от 10.12.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.

Не согласившись с указанным решением, Тархова Н.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, прост суд:

1) обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды:

- с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 – периоды работы в должности учителя физической культуры в МБОУ «Средняя образовательная школа №34»

2) признать наличие по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет.

3) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 08.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ «СОШ с УИОП №34» (л.д. 36-37).

Определением суда от 22.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в г. Воронеже на надлежащего – ОПФР по Воронежской области (л.д. 81-82).

Определением суда от 22.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (л.д. 81-82).

В судебном заседании истец Тархова Н.Н., ее представитель, действующая на основании ордера адвокат Ишкова М.А.,    заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить. Суду представлены письменные пояснения по заявленным требованиям (л.д. 71-72, 111-112).

Представитель ответчика ОПФР по Воронежской области, действующая на основании доверенности Соколова М.В.,      в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 23-24).

Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица МБОУ «СОШ с УИОП №34» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 13.10.2020, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона, согласно которому лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом, лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список №781).

Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 10.12.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет (л.д. 6 оборот).

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 10.12.2020 истцу в специальный стаж не включены периоды работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34№ с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 в должности учителя физической культуры на 0, 9 ставки (16 часов в неделю) и 9 часов в неделю реализация обязательного третьего часа физической культуры через внеурочную деятельность, так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, что предусмотрено п. 4 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Кроме того, в результате дополнительной проверки установлено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной. Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей. Следовательно, часы внеурочной деятельности не входят в количество часов учебных занятий по обязательным предметным областям (акт документальной проверки УПФР в г. Воронеже от 09.12.2020 №34-86 и дополнение к акту документальной проверки от 06.07.2020 №34-20).

Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. №781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения), в том числе в колледжах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы,

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников установлены приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601. В соответствии с п. 2.8.1 приложения к данному приказу учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, норма часов учебной нагрузки (преподавательской) работы установлена 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

В судебном заседании установлено, что в спорные периоды истец работала в МБОУ «СОШ №34» в должности учителя физической культуры, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 176-180).

Согласно копии справки (л.д. 9), истец в период с 01.09.2018 по 04.12.2018 и с 08.12.2018 по 12.10.2020 была протарифицирована учителем физической культуры с педагогической нагрузкой 16 часов в неделю, 9 часов в неделю реализация обязательного третьего часа физической культуры через внеурочную деятельность и осуществляла педагогическую деятельность в соответствии с образовательной программой основного общего образования на основании федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897. Согласно п. 13 ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При этом внеурочная и урочная деятельность представляет собой суммарное выполнение ставки заработной платы. Исходя из письма Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивное, оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). При этом формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно. В целях реализации ФГОС ООО образовательная организация разработала штатное расписание, и третий час физической культуры был реализован через внеурочную деятельность и включен в сетку расписания учебных занятий как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры, тем самым реализуя ФГОС ООО.

Указанное подтверждается представленными суду расписаниями учебных занятий (л.д. 10-12, 144-153, 189-190), учебными планами и пояснительными записками к учебным планам (л.д. 58-70, 153-162), согласно которым третий обязательный час физической культуры в 5-9 классах организуется в рамках внеурочной деятельности учащихся (согласно редакции СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81), рабочей программой курса внеурочной деятельности (третий обязательный час физической культуры) (л.д. 118-143, 163-175).

Кроме того, согласно справке об объеме учебной нагрузки (л.д. 108-110) истец с 1994 г. по настоящее время работает в МБОУ школа №34 г. Воронежа на полную учебную нагрузку в должности учителя физической культуры. Третий обязательный част физической культуры был введен в федеральный базисный учебный план общеобразовательных организаций приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 №889 за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной нагрузки. Уроки физической культуры запрещалось заменять другими предметами. При переходе на ФГОС общего образования норма о третьем обязательном часе физической культуры оставалась в силе, поскольку была закреплена Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10). Ситуация изменилась в связи с новой редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, в соответствии с п. 10.20 которых установлено, что для удовлетворения биологический потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

Запрещение внеурочной формы реализации обязательного третьего часа физической культуры согласуется с решениями Экспертного совета Минобрнауки России от 02.11.2011 №2 и от 21.12.2011 №3 об использовании в общеобразовательных организациях образовательных программ, расширяющих базовое содержание уроков физической культуры.

Также согласно п. 13 ФГОС ООО (утвержденного приказом Министерства образование и науки РФ от 17.12.2010 №1897) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. (В отличие от дополнительного образования, которое не является частью основной образовательной программы образовательного учреждения). Поэтому за пределы учебного времени вывести учебное занятие невозможно: любое время реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС – учебное.

Третий час физической культуры за счет внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №34 был включен в расписание занятий учащихся основной школы. При этом количество занятий в день не превышало предельно допустимую норму в соответствии с СанПиН. На этих занятиях присутствовали все учащиеся класса (в соответствии с заявлениями родителей).

На основании вышеуказанных документов, в целях реализации ФГОС ООО образовательное учреждение разработало штатное расписание, при этом формы организации внеурочной деятельности как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательное учреждение определяет самостоятельно (письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») и третий час физической культуры был реализован через внеурочную деятельность в и включен в сетку расписания учебных занятий как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры, тем самым реализуя ФГОС ООО.

Отсюда следует, что Тархова Н.Н. проводила уроки через внеурочную деятельность, осуществляла трудовую функцию в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком, с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Также суду представлены справки от 09.11.2021 (л.д. 98, 99), из которых видно, что истец в спорные периоды работала в МБОУ СШ №34 в должности учителя физической культуры полный рабочий день: учебный год 2018-2019 г.г. – 16 часов (учебная нагрузка) + 11 часов обязательная внеурочная деятельность; учебный год 2019-2020 г.г. – 16 часов учебная нагрузка) + 14 часов обязательная внеурочная деятельность; учебный год 2020-2021 г.г. -16 часов (учебная нагрузка) + 18 часов обязательная внеурочная деятельность.

Реализация преподавательской (нормируемой) учебной нагрузки регулируется штатным расписанием школы – это регламентирует п. 2.2 приложения к приказу Минобрнауки РФ т 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В соответствии с актуальными нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда педработников, исчисление заработной платы Тарховой Н.Н. в период с 01.09.2018 по 04.12.2018 и с 08.12.2018 по 12.10.2020 осуществлялось с учетом установленных норм часов и объема учебной (преподавательской) работы в неделю. Оплата внеурочной деятельности в школе включена в план обязательной образовательной работы, оплачивается также, как и за уроки – согласно ставке заработной платы с учетом объема установленной учебной нагрузки из областного бюджета Воронежской области. Порядок оплаты педагогического труда по кластеру внеурочной деятельности отражен в локальном положении об оплате труда педработников (письмо Минобрнауки РФ от 29.12.2017 №ВП-1992/02 О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций), где в пункте «кадровое обеспечение внеурочной деятельности» говорится, что объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника. Финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. МКУ «БРЦ ОО Ленинского района городского округа город Воронеж» подтверждает, что учителю физической культуры Тарховой Н,Н. выплаты заработной платы за урочную и внеурочную деятельность производились из областного бюджета Воронежской области.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком от 29.10.2002 №781, ею выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, в связи с чем данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, истцом заявлено требование о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018. Указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки истец в период с 1994 г. по настоящее время работает в МБОУ СОШ № в должности учителя физической культуры. В указанный период работы истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, в силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно – правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,    в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, а соответственно, производилось перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.

На основании изложенного, учитывая, что периоды работы, в течение которых истец находилась на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 также подлежат включению в специальный стаж.

Как предусмотрено ч. 1.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 к Закону в случае возникновения права на пенсию в 2019 году страхования пенсия может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости, может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно представленному ответчиком расчету, специальный стаж истца с учетом включения спорных периодов по состоянию на 13.10.2020 составляет 25 лет 10 месяцев 9 дней, в связи с чем требованием истца о признании наличия по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочной назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью не менее 25 лет подлежит удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного, учитывая, что судом исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ОПФР по Воронежской области включить в специальный стаж Тарховой Надежды Николаевны следующие периоды:

- с 18.03.2013 по 29.03.2013, с 05.12.2018 по 07.12.2018 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 01.09.2018 по 04.12.2018, с 08.12.2018 по 12.10.2020 – периоды работы в должности учителя физической культуры в МБОУ «Средняя образовательная школа №34»

Признать наличие у Тарховой Надежды Николаевны по состоянию на 13.10.2020 специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительностью 25 лет.

Взыскать с ОПФР по Воронежской области в пользу Тарховой Надежды Николаевны       судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                      Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 22.11.2021.

1версия для печати

2-2797/2021 ~ М-2254/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тархова Надежда Николаевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Воронеже
Другие
Ишкова Мария Алексеевна
Департамент труда и занятости населения Воронежской области
МБОУ СОШ с УИОП №34 г. Воронежа
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.09.2021Предварительное судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2022Дело оформлено
01.02.2022Дело передано в архив
16.02.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.02.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее