РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Журавлевой Д.Д.,
с участием представителя ответчика муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» - Бугайцева Е.В. (по доверенности);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2824/2021 по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» об устранении нарушений санитарного законодательства.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» обеспечить качество и безопасность питьевой воды централизованного холодного водоснабжения по адресу: Самарская область, Ставроплльский р-н, с. Верхние Белозерки, ул. СПТУ, д. 9, кв. 3 в соответствии с требованиями раздела 4 п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», р. 3, табл. 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Заявленные требования мотивированы тем, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти по обращению граждан на низкое качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения Ставропольского района в отношении Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» проведена проверка (установления фактов нарушения прав потребителей) с отбором проб питьевой воды в точках перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети района Ставропольский для проведения исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью оценки ее качества. По результатам проверки составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 02.06.2021 г. по делу № 5-1656/2021 общество привлечено к ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. Выявленные факты являются нарушением требований: ст. 11, ч.1, ч.2 ст.19 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». МП м.р. Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, срок устранения был установлен до 01.07.2021 г. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Таким образом, Муниципальное предприятие м.р. Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» предоставляет потребителям услугу по поставке холодной питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований санитарного законодательства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее в адрес суда направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца, требование поддерживает.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, факт выявленных нарушений не оспаривали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с ч.1 статьи 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 2 ст.19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч.4 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с требованиями п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
На основании п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п.31 Постановления исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества.
На основании п.150 Постановления Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положением настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти по обращению граждан на низкое качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения Ставропольского района в отношении Муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» проведена проверка (установления фактов нарушения прав потребителей) с отбором проб питьевой воды в точках перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети района Ставропольский для проведения исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью оценки ее качества.
По результатам проверки составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 02.06.2021 г. по делу № 5-1656/2021 общество привлечено к ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
Выявленные факты являются нарушением требований: ст. 11, ч.1, ч.2 ст.19 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентированы полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
Так согласно ст. 6 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Те же полномочия определены и подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающим, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.32 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в т.ч. проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Муниципальному предприятию муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, срок устранения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из искового заявления до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» предоставляет потребителям услугу по поставке холодной питьевой воды, не соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст. 11, ч.1, ч.2 ст.19 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.4 Закона РФ от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 23 Закона РФ от 07.11.2011года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно ст. 1 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права предусмотрено, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства был установлен факт нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, и их фактическое невыполнение может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, суд приходит о необходимости возложения на Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» обязанности обеспечить качество и безопасность питьевой воды централизованного холодного водоснабжения по адресу: Самарская область, Ставроплльский р-н, с. Верхние Белозерки, ул. СПТУ, д. 9, кв. 3 в соответствии с требованиями раздела 4 п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», р. 3, табл. 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Таким образом, исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» обеспечить качество и безопасность питьевой воды централизованного холодного водоснабжения по адресу: Самарская область, Ставроплльский р-н, с. Верхние Белозерки, ул. СПТУ, д. 9, кв. 3 в соответствии с требованиями раздела 4 п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», р. 3, табл. 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2021 года.
Председательствующий