№ 2-1707/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2015 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Антроповой С.А., при секретаре Степаненко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Марьясов В.Ф. о признании незаконным постановления Совета депутатов ФИО2 №... от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», обязанииТерриториальной избирательной комиссии ФИО2 зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума, назначении судом проведение местного референдума,
У С Т А Н О В И Л:
Марьясов Ф.В.обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления Совета депутатовЗАТО <адрес> №... от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», обязании Территориальной избирательной комиссии ЗАТО <адрес> зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума, назначении судом проведение местного референдума, мотивировав тем, что согласно протоколу №... ДД.ММ.ГГГГ собранием инициативной группы граждан выдвинута инициатива по проведению местного референдума в Муниципальном образовании <адрес>, утвержден состав инициативной группы в количестве 20 человек и вопрос, выносимый на референдум в редакции: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Генеральный план ЗАТО <адрес> в связи с планируемым строительством нового объекта - пункта захоронения (хранения) радиоактивных отходов 1 и 2 класса, включая подземную исследовательскую лабораторию?». Территориальная избирательная комиссия ЗАТО <адрес>, проверив ходатайство инициативной группы и протокол собрания, установила, что указанные документы соответствуют требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Уставного закона <адрес> «О референдумах в <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ единогласным голосованием членов Территориальной избирательной комиссии ЗАТО <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №... «О направлении ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума вЗАТО <адрес> <адрес> в Совет депутатов <адрес> для принятия решения о назначении референдума. Постановлением Совета депутатов <адрес> №... от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» было признано, что данный вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, не отвечает требованиям пунктов 3, 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российcкой Федерации», статьи 3 Уставного закона <адрес> от 10.11.2011г. № 13-6401«О референдумах в <адрес>».Данное постановление направлено в Территориальную избирательную комиссию <адрес>. Решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. №... инициативной группе по проведению местного референдума отказано в регистрации в связи с признанием представительным органом муниципального образования выносимого на референдум вопроса не соответствующим требованиям статьи 12 ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «Ореферендумах в <адрес>». Заявитель считает постановление Совета депутатов <адрес> №... от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» вынесено незаконно и необоснованно. Просит признать данное постановление Совета депутатов <адрес> незаконным. Обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> <адрес> зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу«Согласны ли Вы с внесением изменений в Генеральный план <адрес> в связи с планируемым строительством нового объекта - пункта захоронения (хранения) радиоактивных отходов 1 и 2 класса, включая подземную исследовательскую лабораторию?». Назначить проведение местногореферендума по данному вопросу на единый день голосования – ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании заявитель Марьясов Ф.В. поддержал заявление по изложенным в нем доводам, просит удовлетворить требования.
Представитель органа, чье решение оспаривается, -Совета депутатов <адрес> Шакиров И.А. (полномочия по доверенности) с заявлением не согласен, представив письменные возражения, указав, что Советом депутатов принято оспариваемое постановление, поскольку вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, признан не отвечающим требованиям пунктов 3, 7 статьи 12 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «О референдумах в <адрес>». Со ссылкой на ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представитель Совета указывает, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, а данный вопрос не соответствует требованиям предъявляемым к нему законом, поскольку не относится к вопросам местного значения городского округа и не входит в компетенцию органов местного самоуправления ФИО2. Также, ссылаясь на положения ст.ст. 1, 11, 18, 23 Градостроительного кодекса РФ указывает, что утверждение схем территориального планирования Российской Федерации в области энергетики отнесено к компетенции Правительства РФ. В силу п. 9 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку именно с учетом заключения о результатах публичных слушаний, но не на основе решения по итогам проведения референдума.В форме публичных слушаний граждане вправе выражать свое мнение по вопросу внесения изменений в генеральный план.Поскольку планируемый объект является федеральным, вопросы его размещения относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти; принятие решений о внесении изменений в генеральный план ФИО2 по итогам местного референдума противоречило бы Градостроительному кодексу РФ.Кроме того, из формулировки рассматриваемого вопроса референдума не усматривается определенность использованных в ней словесных конструкций «внесение изменений», «планируемое строительство». Непонятно, какие конкретно изменения имеются в виду, не приводится ссылки на проект муниципального правового акта о внесении изменений или уже действующего акта, которым такие изменения были внесены. Неясно, кем планируется строительство объекта, какой конкретно план строительства имеется в виду инициаторами референдума.Также из вопроса референдума следует неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Требование заявителя о необходимости обязать избирательную Территориальную комиссию ФИО2 немедленно зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума и о назначении судом проведение местного референдума на единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ также не отвечает требованиям закона. По указанным основаниям представитель органа, чье решение обжалуется, просит в удовлетворении заявленных т требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц - Администрации <адрес> Лунева Е.А. (полномочия на основании доверенности) и Избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Соколова А.А. (полномочия удостоверены) с заявлением не согласны, также считают требования заявителя необоснованными, поддерживают доводы, изложенные представителем Совета депутатов, просят в удовлетворении заявления полностью отказать.
Прокурор Вертилецкая А.Е. также считает требования не подлежащими удовлетворению по указанным выше доводам.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности (ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 1 ФЗ от 12.06.2002N 67-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в Совет депутатов <адрес> поступило ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с внесением изменений в Генеральный план ФИО2 в связи с планируемым строительством нового объекта -пункта захоронения (хранения) радиоактивных отходов 1 и 2 класса, включая подземную исследовательскую лабораторию?» и решение избирательной комиссии муниципального образования ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №...
Рассмотрев ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума, Совет депутатов принялоспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №... «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», в соответствии с которым вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, признан не отвечающим требованиям пунктов 3, 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «О референдумах в <адрес>».
В этой связи, Решением Избирательной комиссии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... в соответствии с пунктом 11 статьи 36Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 3 статьи 8 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «О референдумах в <адрес>»отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в <адрес> по указанному вопросу.
Главой 1 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование <адрес> (утвержденного решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Устав) определен правовой статус и территориальные основы местного самоуправления, согласно которому Муниципальное образование "Закрытое административно-территориальное образование <адрес>" (ФИО2) является городским округом, административно-территориальной единицей, входящей в состав <адрес> (ст.1). ФИО2 находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам, в том числе, выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, указанными в пункте 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан. Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 3). Органы местного самоуправления ФИО2 не входят в систему органов государственной власти. Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 4).
В соответствии со статьей 11 Устава граждане, проживающие на территории ФИО2 осуществляют свое право на местное самоуправление в ФИО2 в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.Участие в осуществлении местного самоуправления гарантируется правом, в том числе, участвовать непосредственно (путем референдума) в решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению ФИО2 (п.1). Местное самоуправление в ФИО2 осуществляется: - непосредственно населением через референдум, выборы, собрания, конференции граждан и другие не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, законам <адрес> формы непосредственного осуществления местного самоуправления; - органами местного самоуправления ФИО2; - органами территориального общественного самоуправления (п.2). Непосредственное осуществление гражданами местного самоуправления и участие граждан в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности. Органы местного самоуправления ФИО2 и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать гражданам, проживающим на территории ФИО2, в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии в осуществлении местного самоуправления (п.3).
Согласно ст. 12 Устава в целях решения непосредственно населением ФИО2 вопросов местного значения проводится местный референдум (п.1). Порядок подготовки и проведения референдума, гарантии прав граждан на участие в референдуме определяются законодательством Российской Федерации и <адрес> (п.2). На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п.3). Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать лишь однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п.4). Местный референдум проводится на всей территории ФИО2 (п.6). При этом, согласно п. 5 вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству <адрес>. Решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов: - по инициативе, выдвинутой жителями ФИО2, имеющими право на участие в местном референдуме; - по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом; - по инициативе Совета депутатов и Главы администрации ФИО2, выдвинутой ими совместно (п.7).Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 7 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом <адрес> (п. 8).Совет депутатов обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Совет депутатов документов, на основании которых назначается местный референдум. В случае, если местный референдум не назначен Советом депутатов в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы ФИО2, органов государственной власти <адрес>, избирательной комиссии <адрес> или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется Правительством <адрес> или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума (п.9).Органы местного самоуправления ФИО2 обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом (п.12).
В силу п.п. 3, 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и п.п. статьи 3Уставного закона <адрес> от 10.11.2011 N 13-6401 "О референдумах в <адрес>" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (законодательству <адрес>).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, под которыми, согласно ст. 2 этого Федерального закона, понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральнымзаконом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Нормативное содержание ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку в силу п. 6 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы местногореферендума во всяком случае не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского округа, перечень которых является исчерпывающим.Аналогичные вопросы, которые являются исчерпывающими, определены статьей 7 Устава МО ФИО2 <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.
Соответственно, формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем, чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько вопросов, соединенных в одном предложении. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы местного самоуправления и полномочиям. В противном случае ставится под сомнение адекватность волеизъявления граждан, участвующих в референдуме, а реализация выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной.
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и предусматривает, что избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Аналогичные положения закреплены статьями 7, 8 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «О референдумах в <адрес>».
Согласно части 1 статьи 10 Устава ФИО2 Совет депутатов ФИО2 является представительным органом местного самоуправления ФИО2.
Таким образом, оспариваемое постановление Совета депутатов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №... «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум» принято уполномоченным органом местного самоуправления.
При этом, вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям предъявляемым к нему законом, поскольку не относится к вопросам местного значения городского округа и не входит в компетенцию органов местного самоуправления ФИО2, что противоречит пункту 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №...
Так, на основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) - объектами местного значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
В силу ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вместе с тем, частью 3 статьи 9 ГрК РФ установлено, что документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит исчерпывающий перечень документов: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа; карту функциональных зон городского округа.
В соответствии с п.п. 1-3, 10-11 ст. 24 ГрК РФ процедура внесения изменений в генеральный план городского округа осуществляется в соответствии со следующими правилами: решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации городского округа; внесение изменений в генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа; проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях,проводимых в соответствии со ст.28 ГрК РФ.
Предусмотренная статьей 28 Градостроительного кодекса РФ процедура публичных слушаний по проектам генеральных планов городских округов предполагает их проведение в соответствии с Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 2); в случае внесения изменений в генеральный план публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капительного строительства, находящихся в границах территории городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (п.3); в обязательном порядке проводятся выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (п.4); участники публичных слушаний вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (п.6); срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (п.8).
Проведение местного референдума не обеспечивает реализациювышеуказанногообязательного, предусмотренного законом, порядка, фактически подменяет предусмотренную Градостроительным кодексом РФ процедуру.
В силу положений пункта 9 статьи 28 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку именно с учетом заключения о результатах публичных слушаний, но не на основе решения по итогам проведения референдума.Именно в форме публичных слушаний граждане вправе выражать свое мнение по вопросу внесения изменений в генеральный план в силу прямого указания закона.
Таким образом, законодательные положения о местном референдуме и о публичных слушаниях применительно к вопросу о внесении изменений в генеральный план должны соотноситься как общая и специальная нормы: положения о местном референдуме как способе выражения общественного мнения применяются в том случае, если для решения какого-либо конкретного вопроса не установлено специального порядкапринятия.
В данном случае, применительно к утверждению Генерального плана и внесению в него изменений, законодательство прямо предусматривает специальную форму выражения гражданами своего мнения по вопросу местного значения: публичные слушания (ГрК РФ - как нормативный акт, являющийся основным для регулирования вопросов градостроительства и территориального планирования).
То есть,исходя из указанных положений закона, предлагаемой инициативной группой вопрос «о согласии (несогласии) с внесением изменений в Генеральный план ФИО2 в связи с планируемым строительством нового объекта - пункта захоронения (хранения) радиоактивных отходов 1 и 2 класса, включая подземную исследовательскую лабораторию?» не может быть вынесен на местный референдум, поскольку такой порядок принятия решения о внесении изменений в Генеральный план городского округа противоречит Градостроительному кодексу РФ,императивно установившим определенную процедуру размещения таких объектов(и принятия соответствующих решений, в частности, разрешений на строительство), которая не предусматривает проведения местного референдума по таким вопросам, а предусматривает проведение публичных слушаний.
Кроме того, ст. 10 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; энергетика; высшее образование; здравоохранение.
Утверждение схем территориального планирования Российской Федерации в области энергетики законом отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 ГрК РФ).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 № 162-р объекты хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов относятся к видам объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области энергетики.
Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2013 № 2084-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Распоряжение содержит Перечень объектов хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов, в том числе, пункт захоронения радиоактивных отходов в Нижне-Канском массиве <адрес> (Приложение № 16).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» объектами использования атомной энергии являются ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов. Настоящий Федеральный закон распространяется на такие виды деятельности в области использования атомной энергии, как обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 4 ФЗ).
Статья 9 Федерального законаот 21.11.1995 № 170-ФЗ, определяя полномочия Правительства Российской Федерации, устанавливает, что Правительство РФ осуществляет управление находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения и радиоактивными веществами; принимает решение о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, имеющих федеральное или межрегиональное значение либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований.
На это же указывает и статья 28 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Таким образом, вопрос, предложенный инициативной группой, не может быть вынесен на местный референдум поскольку: - Генеральным планом ФИО2, как документом территориального планирования муниципального образования, не может предусматриваться строительство пунктов захоронения радиоактивных отходов, учитывая, что указанные объекты в ФИО2 не относятся к объектам местного значения, указанные объекты утверждаются в схемах территориального планирования Российской Федерации;-планируемый объект является федеральным, вопросы его размещения относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, и принятие решений о внесении изменений в генеральный план ФИО2 по итогам местного референдума противоречило бы Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум, не является вопросом местного значения.
Кроме того, данный вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует вышеуказанным требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Так, из формулировки вопроса референдума не усматривается определенность использованных в ней словесных конструкций «внесение изменений», «планируемое строительство». Из анализа предлагаемого вопроса неясно, какие конкретно изменения подразумеваются, не приводятся ссылки на проект муниципального правового акта о внесении изменений или уже действующего акта, которым такие изменения были внесены изменения в Генеральный план ФИО2, либо такие изменения подготовлены участниками инициативной группы и они инициируют проведение местного референдума с целью получения поддержки своей нормотворческой инициативы. Также, неясно, кем планируется строительство объекта, какой конкретно план строительства подразумевается.
То есть, данные обстоятельства свидетельствуют о возможности множественного толкования вопроса референдума.
Также из вопроса референдума следует неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Так, из вопроса не следует, какие последствия возникнут при положительном либо отрицательном ответе на предлагаемый вопрос. При возможном отрицательном ответе нет ориентира и предложения, каким образом будет реализовываться такое решение; а также исполнение принятого на референдуме решения не может быть обеспечено органами местного самоуправления ФИО2, что противоречит статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемом постановлении Совета депутатов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №... «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», принятом уполномоченным органом местного самоуправления и в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум, не относится к вопросам местного значения городского округа и не входит в компетенцию органов местного самоуправления ФИО2, противоречит пункту 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, не соответствует требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №..., поскольку не исключается возможность его множественного толкования, а также не исключается неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Помимо этого, в соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №..., статей 7, 8 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... «О референдумах в <адрес>» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.
Указанное полномочие представительного органа местного самоуправления является исключительным.
Местный референдум, в силу статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №... может быть назначен судом в случае отсутствия представительного органа муниципального образования или непринятия им решения в установленный законом срок.
Согласно статьи 13 Уставного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №... представительный орган муниципального образования в 30-дневный срок со дня получения документов, необходимых для назначения референдума принимает решение о назначении местного референдума. Однако до принятия (непринятия) указанного решения предшествует регистрация избирательной комиссией инициативной группы, сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, составление протокола об итогах сбора подписей и его передача в комиссию референдума, и направление указанных документов в представительный орган муниципального образования (статьи 8, 11, 12 Уставного закона <адрес>).
В оспариваемом постановлении Совет депутатов ФИО2 правомерно признал, что вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, не отвечает требованиям федерального и краевого законодательства, что явилось основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению требование заявителя о необходимости обязать избирательную комиссию ФИО2 «немедленно зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума» и о назначении судом проведение местного референдума на единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, приустановленных обстоятельствахтребования Марьясова Ф.В. в целом не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявлении Марьясов В.Ф. о признании незаконным постановления Совета депутатов ФИО2 №... от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», обязанииТерриториальной избирательной комиссии ФИО2 зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума, назначении судом проведение местного референдума - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме - 27.07.04.2015 года, путем подачи жалобы черезЖелезногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова