Дело №2-2485/10-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 июня 2014 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи Митюшкина В.В.,
прокурора – Долинной Т.В.,
при секретаре – Малиховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровольского <данные изъяты> к ОАО «Росгосстрах» о взыскании невыплаченной части страховой выплаты и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности заместителя начальника криминальной милиции УВД по городу Курску. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован ВВК, признан ограниченно годным к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности в связи с полученной в период прохождения военной службы травмой. Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в 2011 году был заключен с ОАО «Росгосстрах». В связи с имевшим место страховым случаем (установлением группы инвалидности) ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел истцу страховое возмещение размере 25 окладов по должности и по специальному званию в размере 212875 рублей, из расчета 5481 рубль (оклад по должности) и 3034 рубля (оклад по званию). Однако на момент выплаты страхового возмещения оклад по штатной должности истца составлял 20750 рублей, а оклад по званию 12000 рублей. Таким образом, сумма страховой выплаты должна была составить 818750 рублей. Недоплата, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 605875 рублей. Ответчик в производстве соответствующей доплаты не отказывает, однако указывает, что откладывает решение данного вопроса до рассмотрения Правительством РФ вопроса о выделении дополнительных средств для осуществления выплат в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон №52-ФЗ от 1 января 2012 года. Однако данное обстоятельство не является основанием дл освобождения страховщика от производства страховой выплаты. В связи с этим просит взыскать страховое возмещение и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Буренок Т.Ф. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика – ОАО «Росгосстрах», будучи надлежаще уведомленным, не явился. Суд с учетом мнения сторон полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица – УМВД России по <адрес> по доверенности Полятыкин Л.А. полагал заявленные требования законными и обоснованными.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать в виду отсутствия правовых оснований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации по день окончания военной службы, службы. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим ст. 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, если инвалидность наступила вследствие заболевания, имевшего место в период прохождения военной службы, службы.
В соответствии с абзацем третьим ст.4 указанного Федерального закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, службы.
В п.1 ст.947 ГК РФ указано, что сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком.
Судом установлено, что между МВД РФ и ОАО «Росгосстрах» по страховым случаям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счёт средств федерального бюджета, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3.1.2 Государственного контракта предусмотрено, что установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения со службы относится к страховым случаям по обязательному государственному страхованию.
В соответствии с п.4.1 Государственного контракта страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой страховщик несет ответственность по контракту. Размер страховой суммы определяется исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием.
В силу п.9.1.2 Государственного контракта страховые суммы выплачиваются в случае установления застрахованному лицу инвалидности третьей группы до истечения одного года после увольнения со службы в размере 25 окладов.
Аналогичные оклады предусмотрены ст.5 Федерального закона №52-ФЗ «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 года в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года.
При этом определено, что страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел <адрес>. Приказом начальника УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Добровольский И.В. уволен из органов внутренних дел с должности заместителя начальника КМ УВД по городу Курску по сокращению штатов (п. «е» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел).
ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, то есть наступил страховой случай, предусмотренный ст.4 Федерального закона №52-ФЗ от 28 марта 1998 года и Государственным контрактом. ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № Добровольскому И.В. произведено перечисление страховых сумм по обязательному государственному страхованию в размере 212875 рублей, исходя из 25 месячных окладов на 2011 год.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ, предусматривающего страховую сумму инвалиду 3 группы в размере 500000 рублей, размеры страховых сумм, подлежащих выплате застрахованным лицам, определяются исходя из окладов месячного денежного содержания застрахованных лиц, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности без учета надбавок и повышений и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.
В соответствии с пп.2,3 ст.9 указанного ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения государственного контракта, размер страховой премии по обязательному государственному страхованию не может превышать 3 процента фонда денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти. Расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 процентов размера страхового взноса.
Системный анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что размер предусмотренной ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ страховой суммы должен определяться исходя из окладов денежного содержания, установленных в период действия договора обязательного государственного личного страхования, который, по общему правилу, совпадает с днем выплаты страховых сумм.
Исчисление размера подлежащей выплате Добровольскому И.В. страховой суммы из окладов месячного содержания, установленных на 1 января 2012 года, не соответствует п.1 ст.10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», п.1 ст.947 ГК РФ, ст.ст. 5, 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ, условиям заключенного между МВД РФ и ОАО «Росгосстрах» государственного контракта обязательного государственного страхования жизни и здоровья №31/23ГК от 28 февраля 2011 года, размеру полученной страховщиком по этому договору страховой премии, которая исчислена исходя из фонда денежного довольствия сотрудников в период действия договора страхования, а не из фонда денежного довольствия полицейских в 2012 году.
Полицейские, проходящие службу в 2012 году, не являются застрахованными по данному договору от 28 февраля 2011 года, их оклады денежного содержания не являются окладами денежного содержания застрахованных по упомянутому договору лиц.
При установленных обстоятельствах действия ОАО «Росгосстрах» по определению размера страховой выплаты истцу соответствуют Государственному контракту от 28 февраля 2011 года и Федеральному закону №52-ФЗ от 28 марта 1998 года.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований о взыскании невыплаченного страхового возмещения и производных – о компенсации морального вреда надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 17 ░░░░░.
░░░░░