Дело № 2а-2353/2017
Строка стат.отчета 3.015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 23.11.2017 г.
Ленинский районный суд г.Воронежа
в составе председательствующего Спицына Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прилепиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Котова Евгения Владимировича к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, № 2 отделу (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Управлению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Котов Е.В. обратился с настоящим административным иском, указав, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в период с 05.08.1978 г. по 31.09.1990 г. Приказом Министра Обороны СССР № от 05.10.1990 г. истец был уволен с военной службы в запас по ст. 59 п. «в» - по сокращению штатов.
Приказом командира № от 31.10.1990 г. Котов Е.В. был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в Россошанский районный военкомат Воронежской области.
Прибыв на новое место жительства, истец 21.01.1991 г. был поставлен на учет для получения жилой площади в Пригородном сельском совете народных депутатов Калачеевского района Воронежской области в соответствии с решением № от 21.01.1991 г. По личному заявлению Котов Е.В. был снят с данного учета 07.12.1995 г.
21.04.2017 г. начальником отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было вынесено решение №, которым было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права на обеспечение жилым помещением, Котов Е.В. просит признать решение № от 21.04.2017 г. начальника отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ незаконным; обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о постановке Котова Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было. В связи с этим дело рассматривается на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ в порядке главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела и все представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела, Котов Е.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в период с 05.08.1978 г. по 31.10.1990 г. Приказом Министра Обороны СССР № от 05.10.1990 г. истец был уволен с военной службы в запас по сокращению штатов на основании ст. 59 п. «в» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (л.д. 10-13, 14, 15, 18).
Выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет.
В период прохождения военной службы Котов Е.В. не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
Лишь после увольнения с военной службы в запас решением Пригородного сельского совета народных депутатов Калачеевского района Воронежской области № от 21.01.1991 г. Котов Е.В. был поставлен на учет для получения жилой площади (л.д. 17). Однако 07.12.1995 г. Котов Е.В. обратился с заявлением о снятии с данного учета, в связи с чем был снят (л.д. 16).
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
В пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. № 193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки.
22 января 1993 года был принят Закон РФ № 4338-1 «О статусе военнослужащих», которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
С 01 января 1998 года Закон РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Первоначально порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. Впоследствии порядок принятия на учет по улучшению жилищных условий военнослужащих был установлен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280.
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 г. № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции, в том числе через ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются следующие документы:
копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 данного Постановления в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (пункт 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (пункт 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (пункт 3). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7).
20.04.2017 г. Котов Е.В. обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 61).
Решением № от 21.04.2017 г. Котову Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку заявителем представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Административный ответчик в своем решении ссылается на то, что такое право на обеспечение жилым помещением имеют только военнослужащие, а Котов Е.В. утратил такой статус с 31.10.1990 г., до 31.10.1990 г. с заявлением о постановке на учет не обращался, в связи с чем, нуждающимся не призвался (л.д. 7-8).
Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, на ответчике не лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с положениями пункта 2.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» за счет средств федерального бюджета.
На момент обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Котов Е.В. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Котову Евгению Владимировичу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение пятнадцати дней с момента получения его копии.
Судья Ю.А. Спицын
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2017 г.
Дело № 2а-2353/2017
Строка стат.отчета 3.015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 23.11.2017 г.
Ленинский районный суд г.Воронежа
в составе председательствующего Спицына Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прилепиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Котова Евгения Владимировича к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, № 2 отделу (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Управлению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Котов Е.В. обратился с настоящим административным иском, указав, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в период с 05.08.1978 г. по 31.09.1990 г. Приказом Министра Обороны СССР № от 05.10.1990 г. истец был уволен с военной службы в запас по ст. 59 п. «в» - по сокращению штатов.
Приказом командира № от 31.10.1990 г. Котов Е.В. был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в Россошанский районный военкомат Воронежской области.
Прибыв на новое место жительства, истец 21.01.1991 г. был поставлен на учет для получения жилой площади в Пригородном сельском совете народных депутатов Калачеевского района Воронежской области в соответствии с решением № от 21.01.1991 г. По личному заявлению Котов Е.В. был снят с данного учета 07.12.1995 г.
21.04.2017 г. начальником отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было вынесено решение №, которым было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права на обеспечение жилым помещением, Котов Е.В. просит признать решение № от 21.04.2017 г. начальника отдела № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ незаконным; обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о постановке Котова Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было. В связи с этим дело рассматривается на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ в порядке главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела и все представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела, Котов Е.В. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в период с 05.08.1978 г. по 31.10.1990 г. Приказом Министра Обороны СССР № от 05.10.1990 г. истец был уволен с военной службы в запас по сокращению штатов на основании ст. 59 п. «в» Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (л.д. 10-13, 14, 15, 18).
Выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет.
В период прохождения военной службы Котов Е.В. не был признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
Лишь после увольнения с военной службы в запас решением Пригородного сельского совета народных депутатов Калачеевского района Воронежской области № от 21.01.1991 г. Котов Е.В. был поставлен на учет для получения жилой площади (л.д. 17). Однако 07.12.1995 г. Котов Е.В. обратился с заявлением о снятии с данного учета, в связи с чем был снят (л.д. 16).
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 77 Закона СССР от 12.10.1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего на момент увольнения истца, было установлено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
В пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. № 193, было закреплено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки.
22 января 1993 года был принят Закон РФ № 4338-1 «О статусе военнослужащих», которым введено в действие новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
С 01 января 1998 года Закон РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Первоначально порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. Впоследствии порядок принятия на учет по улучшению жилищных условий военнослужащих был установлен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280.
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названной Инструкции приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 г. № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения, который осуществляет свои функции, в том числе через ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются следующие документы:
копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 данного Постановления в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (пункт 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (пункт 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (пункт 3). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7).
20.04.2017 г. Котов Е.В. обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 61).
Решением № от 21.04.2017 г. Котову Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку заявителем представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Административный ответчик в своем решении ссылается на то, что такое право на обеспечение жилым помещением имеют только военнослужащие, а Котов Е.В. утратил такой статус с 31.10.1990 г., до 31.10.1990 г. с заявлением о постановке на учет не обращался, в связи с чем, нуждающимся не призвался (л.д. 7-8).
Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для осуществления, следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, на ответчике не лежит обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в соответствии с положениями пункта 2.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» за счет средств федерального бюджета.
На момент обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, Котов Е.В. не являлся военнослужащим, а относился к гражданам, уволенным с военной службы (статья 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Таким образом, на истца распространяются все социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством для данной категории граждан, но получение таких социальных гарантий и компенсаций должно реализовываться в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Котову Евгению Владимировичу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение пятнадцати дней с момента получения его копии.
Судья Ю.А. Спицын
Мотивированное решение изготовлено 27.11.2017 г.