Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
15 октября 2019 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе: председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца- Деренского Д.В., действующего по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя административного ответчика - Федякиной Г.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Славновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-143 8/2019 по административному иску Якунина В.С. к администрации г.о. Жигулевск об оспаривании решения органа местно самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Якунин В.С. обратился в суд с указанным выше административным иском, требуя признать незаконным решение ответчика оформленное письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и обязать администрацию г.о. Жигулевск утвердить схему расположения земельного участка площадью 1300,00 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ в указанных в схеме координатах.
В обоснование заявленных требований Якунин В.С. указал, что ему по праву собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 42,3 кв.м. Право собственности Якунина В.С., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием возникновения права собственности административного истца на указанный жилой дом является свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2019 года он обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка при доме в собственность без проведения торгов.
Решением административного ответчика оформленным письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ поданное Якуниным В.С. было возвращено на основании п.3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что административным истцом к заявлению не были приложены документы, предусмотренные п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, подтверждающие право заявителя на бесплатное приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов.
Административный истец считает принятое решение органа местного самоуправления о возврате поданного им заявления не законным, поскольку он в силу ч. ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз «О введение в действие Земельного кодекса РФ» имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, все необходимые документы были им приложены к заявлению. Кроме того, административный ответчик, по мнению Якунина В.С. должен был рассмотреть поданное им заявление по существу, а не принимать решение о возврате.
В судебном заседании представитель административного истца- Деренский Д.В., поддержал доводы, изложенные в иске, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Дополнительно пояснил, что доводы администрации г.о. Жигулевск, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, относительно площади испрашиваемого земельного участка и пересечения его границ по координатам указанным схеме со смежными землепользователями, не являлись основанием к принятию оспариваемого решения.
Представитель административного ответчика- Федякина Г.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что испрашиваемый земельный участок площадью 1300 кв.м. расположен по адресу: <адрес>. На данном участке расположен жилой дом площадью 42,3 кв.м, который принадлежит истцу на праве собственности от 24.11.2011. В силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела, право собственности на жилой дом у истца возникло в 2011 году. Доказательств того, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Якуниным В.С. не представлено. Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10.10 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» дополнительные основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности являются: наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В материалах инвентаризации, проведенной в 2007 году содержатся сведения о граничащем с участком истца земельном участке площадью 968 кв.м, владельцем которого является ФИО2. При утверждении представленной истцом схемы, его земельный участок будет пересекать участок ФИО2 Таким образом, в данном случае имеется спор по границам участка. Границы испрашиваемого земельного участка со смежными землепользователями не согласованы. Доказательства необходимости предоставления земельного участка площадью именно 1300 кв.м. Якуниным В.С. не представлено. Подтвердила, что указанные обстоятельства не были указаны оспариваемом решении. Также пояснила, что административный истец в действительности не имеет возможности предоставить не один документ, предусмотренный в части 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ и перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).
Если по результатам рассмотрения административного дела будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению /п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ/.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении и др.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу Якунину В.С. по праву собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 42,3 кв.м. Право собственности Якунина В.С., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием возникновения права собственности административного истца на указанный жилой дом является свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2019 года он обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка при доме в собственность без проведения торгов.
Решением административного ответчика оформленным письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ поданное Якуниным В.С. было возвращено на основании п.3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а именно в связи с тем, что административным истцом к заявлению не были приложены документы, предусмотренные п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, подтверждающие право заявителя на бесплатное приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов.
В части 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ указано, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», бесплатно предоставляются участки:
лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории (пункт 11);
религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения (пункт 12);
гражданину, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на территории муниципального образования, определенного законом субъекта Российской Федерации (пункт 15);
гражданину, работающему по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальности, которые установлены законом субъекта Российской Федерации (пункт 16);
-гражданам, имеющим трех и более детей (пункт 17);
-отдельным категории граждан и (или) некоммерческим организациям, созданные гражданами, устанавливаемые федеральным законом (пункт 18);
отдельным категории граждан, устанавливаемые законом субъекта Российской Федерации (пункт 19);
- религиозной организации, имеющем земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенный для сельскохозяйственного производства (пункт 20).
Сторонами не оспаривается, что Якуниным В.С. не были предоставлены в орган местного самоуправления вмсте6 с заявлением документы, предусмотренные вышеуказанным перечнем.
Вместе с тем, в оспариваемом решении не указано какие именно документы не были приложены, какие необходимо предоставить административному истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика пояснила, что Якимов В.С. не имеет реальной возможности приложить к заявлению и предоставить в орган местного самоуправления не один из указанных в перечне, утвержденном Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1.
Согласно ч. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из отзыва на административное исковое заявление, истцом также не было представлено доказательств того, что право собственности на жилой дом, принадлежащий Якимову В.С. перешло к нему в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, в связи с чем поданное им заявление было возвращено.
Однако, данное основание не изложено в принятом и оспариваемом истцом решении, оформленном письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что к поданному Якуниным В.С. заявлению было приложено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, в котором указано основание возникновения права собственности- свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не содержат конкретных мотивов, по которым принято решение о возврате заявления, а указание на непредставление документов, предусмотренных п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, о невозможности предоставления которых истцом было заведомо известно стороне ответчика, носит по мнению суда формальные основания для принятия оспариваемого решения, что является основанием для признания их незаконными.
Иные доводы административного ответчика указанные в отзыве, основаниями к вынесению оспариваемого решения не являлись, в связи с чем не принимаются судом.
Суд не усматривает основания для удовлетворения требований Якунина В.С. в части возложения на администрацию органа местного самоуправления обязанности по утверждению представленной им схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку согласование схемы находится в компетенции органа местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Вместе с тем, при удовлетворении требований истца о признании принятого решения незаконным, в целях восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований, установленных законом, без учета оснований указанных в оспариваемом решении, оформленном письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Якунина В.С. к администрации г.о. Жигулевск об оспаривании решения органа местно самоуправления, удовлетворить частично
Признать незаконным решение администрации г.о. Жигулевск, оформленное письмом №-И от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать административного ответчика - администрацию г.о. Жигулевск повторно рассмотреть заявление Якунина В.С. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без учета обстоятельств послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2019 года.
.
Судья Жигулевского городского суда Ю.В. Перцева