РЕШЕНИЕ.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск Самарской области 09 апреля 2019 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Одайкиной И.А.,
при секретаре "В",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-376/19 по иску прокурора г. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» об устранении нарушений экологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» об устранении нарушений экологического законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Чапаевска в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства РФ проведена проверка соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на территории г.о. Чапаевск.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.93.25 с.ш., 49.69.21) располагается несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов (мешки бытового мусора, фрагменты предметов личной гигиены, пустые емкости, кирпич, доски, рубероид, шифер, утеплитель, металлическая проволока, предметы одежды, вышедшая из строя бытовая техника, полиэтилен, мебель и т.д.).
Вследствие этого нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, предусмотренное ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 2.1 Устава муниципального бюджетного учреждения г.о. Чапаевск «Управление благоустройства города и озеленение» целями деятельности данного учреждения являются разработка и. осуществление концепции благоустройства территории и г.о. Чапаевск, проведение работ, отвечающих целям его создания. Пунктом 2.2 указанного устава определяет предмет деятельности данного предприятия, в том числе ликвидация несанкционированных свалок. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ссылаясь на то, что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» должным образом не исполняет требования по соблюдению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства РФ, чем нарушает права неопределенного круга лиц и несовершеннолетних - жителей и гостей г.о. Чапаевск на благоприятную окружающую среду, просили суд обязать ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку промышленных и бытовых отходов, расположенную на земельном участке, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.93.25 с.ш., 49.69.21 в.д.).
В судебном заседании помощник прокурора г. Чапаевск Карпенко Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика– МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Из представленного отзыва на иск следует, что работы по устранению несанкционированных свалок на территории г.о. Чапаевск ведутся ежегодно, но в связи с большим объемом работы, их ликвидация будет проводиться по мере поступления денежных средств в бюджет для финансирования указанных работ. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – администрации г.о. Чапаевск в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой города Чапаевск в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства РФ проведена проверка соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на территории г.о. Чапаевск.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.93.25 с.ш., 49.69.21 в.д.) располагается несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов (мешки бытового мусора, фрагменты предметов личной гигиены, пустые емкости, кирпич, доски, рубероид, шифер, утеплитель, металлическая проволока, предметы одежды, вышедшая из строя бытовая техника, полиэтилен, мебель и т.д.).
В соответствии с п. 2.1 Устава муниципального бюджетного учреждения г.о. Чапаевск «Управление благоустройства города и озеленение» целями деятельности данного учреждения являются разработка и. осуществление концепции благоустройства территории и г.о. Чапаевск, проведение работ, отвечающих целям его создания.
Пунктом 2.2 указанного устава определяет предмет деятельности данного предприятия, в том числе ликвидация несанкционированных свалок.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность организации сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, а в случае неисполнения законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» должным образом не исполняет требования по соблюдению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства РФ, чем нарушает права неопределенного круга лиц и несовершеннолетних - жителей и гостей г.о. Чапаевск на благоприятную окружающую среду.
Неисполнение что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем исковые требования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок исполнения наложенной обязанности суд полагает разумным, поскольку свалка расположена на земельном участке, что не требует масштабных мероприятий по ее ликвидации. Ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения требования закона, доводы ответчика ничем объективно и документально не подтверждены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и с заявлением о присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ст. ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» об устранении нарушений экологического законодательства- удовлетворить.
Обязать МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку промышленных и бытовых отходов, расположенную на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.93.25 с.ш., 49.69.21 в.д.).
Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, не присутствующим в судебном заседании, не позднее чем через пять дней со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда И.А.Одайкина