№ 2-83/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 г. |
г.Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
с участием помощника Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры Ш.С.А.,
при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Костромагазресурс» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования, утверждении результатов оценки в компетентном органе,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Костромагазресурс» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования, утверждении результатов оценки в компетентном органе. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной Костромской транспортной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму установлено, что ООО «Костромагазресурс» требования указанного законодательства должным образом не соблюдаются. Согласно пункту 3 статьи 1, статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Согласно п. 9 ст. и 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В силу п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Исходя из положений ч. 2 ст. 2 указанного Закона задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Статья 4 Федерального закона № 16-ФЗ определяет, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Часть 3 настоящей статьи Закона установлено, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Во исполнение ст. 8 указанного Федерального закона Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Пунктом 4 вышеуказанного Приказа Министерства транспорта РФ предусмотрено, что указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Из пункта 5.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с разделом III Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р, основной угрозой безопасности населения на транспорте является угроза совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Основным способом противодействия угрозам совершения актов незаконного вмешательства является предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к станцииКострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 493 метра, согласно договору аренды недвижимости № от ДДММГГГГ, решением Росжелдора от ДДММГГГГ включен в реестр категорированных объектов за номером № и ему присвоен 3 уровень безопасности. В нарушение п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 5.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 ООО «Костромагазресурс» не обеспечено в трехмесячный срок с момента получения ДДММГГГГ за вх. № уведомления № от ДДММГГГГ о включении указанного объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов и о присвоении категории указанному объекту проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станцииКострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 493 метра. Вместе с тем, неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, при этом несоблюдение требований транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) истец просит обязать ООО «Костромагазресурс» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции Кострома Новая Северной Железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 493 метра, результаты оценки уязвимости утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры Ш.С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Полагал, что с учетом того, что ответчиком начали осуществляться действия, направленные на исполнение требований закона по оценке уязвимости спорного объекта, заявленный трехмесячный срок для исполнения решения суда является соразмерным.
Представитель ответчика ООО «Костромагазресурс» К.Н.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УГАН НОТБ ЦФО РОСТРАНСНАДЗОР - Колганов О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Северо-Западного Управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и мнения лиц, участвующих в дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из реестра ОТИ по состоянию на ДДММГГГГ сведения о железнодорожном пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс» примыкает к станции Кострома Новая Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД», общая длина 493 метра, согласно договору аренды недвижимости № от ДДММГГГГ, ДДММГГГГ внесены в реестр ОТИ, собственником является ООО «Костромагазресурс».
Железнодорожный путь необщего пользования ООО «Костромагазресурс», общая длина 493 метра, внесен Управлением транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта в адрес ООО «Костромагазресурс» было в Реестр (реестровый номер № от ДДММГГГГ) и ему присвоена третья категория, что подтверждается уведомлением от ДДММГГГГ №.
ООО «Костромагазресурс» не обеспечило в трехмесячный срок с момента получения ДДММГГГГ за вх. № уведомления № от ДДММГГГГ о включении указанного объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов и о присвоении категории указанному объекту проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Кострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 493 метра и железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Кострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 493 метра, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму от ДДММГГГГ.
Полномочия Федерального агентства по осуществлению категорирования объектов инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрены п.п. 1, 5.3.14-5.3.15 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №.
В силу ч. 4 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.02.2011 г. № 62 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п.3 ч. 2 указанной статьи).
Исходя из требований ст.6 Федерального закона «О транспортной безопасности» количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта, незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. № 940.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона порядок проведения оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что на ООО «Костромагазресурс» как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных путей необщего пользования, а также утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов.
В нарушение положений ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности ООО «Костромагазресурс» не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ в компетентный орган.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Судом установлено, что на момент обращения заместителя Костромского транспортного прокурора в суд с настоящим иском (ДДММГГГГ) ответчиком каких-либо мер направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, предпринято не было.
Только ДДММГГГГ Генеральным директором ООО «Костромагазресурс» был утвержден план закупок товаров (работ, услуг) ООО «Костромагазресурс» на ДДММГГГГ, пунктом 6 которого значится проведение оценки уязвимости спорного объекта, со сроком исполнения - ДДММГГГГ.
Приказом Генерального директора ООО «Костромагазресурс» от ДДММГГГГ утверждено извещение о проведении открытого запроса предложений по отбору организации на право заключения договора по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ООО «Костромагазресурс».
Учитывая изложенное, суд находит требования заместителя Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Костромского транспортного прокурора Северо - западной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Костромагазресурс» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования, утверждении результатов оценки в компетентном органе удовлетворить.
Возложить на ООО «Костромагазресурс» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции Кострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 493 м и результаты оценки уязвимости утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Гурьянова |
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2016 г.