Дело №12-18/2017
РЕШЕНИЕ
10 мая 2017 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, ул.Парковый проезд, д.10, Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В., при секретаре Корчугановой О.В., с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1 – ФИО3, а также с участием представителя административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда Воронежской области жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1 на постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории <адрес>»,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением административной комиссии Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» за совершение нарушение при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ. в <время>. был установлен факт оставления ФИО1 транспортного средства автомобиля ГАЗ, государственный регистрационный знак №,на проезжей части дороги у <адрес>, создавая помехи для уборки улиц и дорог, что является несоблюдением п.4.2.14 «Правил благоустройства территории городского округа город Нововоронеж», утвержденных Решением Нововоронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому владельцам личного транспорта в период снегопада и организованных работ по уборке и вывозу снега запрещается использовать проезжую часть городских и магистральных дорог для стоянки транспортных средств. ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей (л.д.5-9).
ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, мотивируя тем, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие и он не был уведомлен надлежащим образом о дате и времени его составления. Также считает, что вообще отсутствие событие нарушения. Пункт 4.2.14 Правил благоустройства устанавливает запрет на использование владельцами личного транспорта в период снегопада и организованных работ по уборке и вывозу снега с проезжей части городских и магистральных улиц и дорог для стоянки транспортных средств, при этом в момент установления факта стоянки автомобиля, снегопада не было, никаких организованных работ по уборке и вывозу снега не производилось (л.д.3-4).
В судебное заседание ФИО1 не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании защитник ФИО3 поддержал доводы жалобы.
Представитель административной комиссии городского округа <адрес> ФИО2 с требованиями жалобы не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении, указала, что всеми материалами подтверждается совершение ФИО1 правонарушения, что о времени и месте составления протокола ФИО1 извещался, в последующем не указывал на то, что он не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» установлена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4 настоящего Закона Воронежской области. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.5 Закона ВО от 31.12.2003г. №74-ОЗ, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешении дела.
На основании ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.8 Закона Воронежской области от 31.12.2003г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», о совершении административного правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 КоАП РФ.
Также в силу положений ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Согласно положений указанной статьи, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица при наличии у административного органа данных о надлежащем извещении этого лица о времени и месте составления протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Статьей 25.1 КоАП РФ установлены права (гарантии) физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 как физическое лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, не присутствовал, что следует из его содержания и ссылки на ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.
В материалы настоящего дела административным органом представлено извещение о вызове ФИО1 о вызове для составления протокола об административном правонарушении, направленное по адресу <адрес> (л.д.10). Указанное извещение было направлено почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13-14).
Однако, указанный адрес не является местом проживания или местом пребывания ФИО1
Сведения о вручении ФИО1 указанного извещения или извещение его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении иным образом, в материалы дела не представлены.
Системный анализ положений ст.25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган, не имея сведений о надлежащем извещении физического лица, составил протокол в отсутствие этого лица, а ФИО1 был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении. То есть, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов стороны защиты, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес ФИО1 извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом администрации городского округа город Нововоронеж требований ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», не может быть признано законными и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в порядке, установленном ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2017 года
Дело №12-18/2017
РЕШЕНИЕ
10 мая 2017 года, г.Нововоронеж, Воронежской области, ул.Парковый проезд, д.10, Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В., при секретаре Корчугановой О.В., с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1 – ФИО3, а также с участием представителя административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда Воронежской области жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1 на постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории <адрес>»,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением административной комиссии Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» за совершение нарушение при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ. в <время>. был установлен факт оставления ФИО1 транспортного средства автомобиля ГАЗ, государственный регистрационный знак №,на проезжей части дороги у <адрес>, создавая помехи для уборки улиц и дорог, что является несоблюдением п.4.2.14 «Правил благоустройства территории городского округа город Нововоронеж», утвержденных Решением Нововоронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому владельцам личного транспорта в период снегопада и организованных работ по уборке и вывозу снега запрещается использовать проезжую часть городских и магистральных дорог для стоянки транспортных средств. ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей (л.д.5-9).
ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, мотивируя тем, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие и он не был уведомлен надлежащим образом о дате и времени его составления. Также считает, что вообще отсутствие событие нарушения. Пункт 4.2.14 Правил благоустройства устанавливает запрет на использование владельцами личного транспорта в период снегопада и организованных работ по уборке и вывозу снега с проезжей части городских и магистральных улиц и дорог для стоянки транспортных средств, при этом в момент установления факта стоянки автомобиля, снегопада не было, никаких организованных работ по уборке и вывозу снега не производилось (л.д.3-4).
В судебное заседание ФИО1 не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании защитник ФИО3 поддержал доводы жалобы.
Представитель административной комиссии городского округа <адрес> ФИО2 с требованиями жалобы не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении, указала, что всеми материалами подтверждается совершение ФИО1 правонарушения, что о времени и месте составления протокола ФИО1 извещался, в последующем не указывал на то, что он не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Выслушав участников судебного заседания, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» установлена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4 настоящего Закона Воронежской области. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.5 Закона ВО от 31.12.2003г. №74-ОЗ, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешении дела.
На основании ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.8 Закона Воронежской области от 31.12.2003г. №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», о совершении административного правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 КоАП РФ.
Также в силу положений ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Согласно положений указанной статьи, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица при наличии у административного органа данных о надлежащем извещении этого лица о времени и месте составления протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Статьей 25.1 КоАП РФ установлены права (гарантии) физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 как физическое лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, не присутствовал, что следует из его содержания и ссылки на ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.
В материалы настоящего дела административным органом представлено извещение о вызове ФИО1 о вызове для составления протокола об административном правонарушении, направленное по адресу <адрес> (л.д.10). Указанное извещение было направлено почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13-14).
Однако, указанный адрес не является местом проживания или местом пребывания ФИО1
Сведения о вручении ФИО1 указанного извещения или извещение его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении иным образом, в материалы дела не представлены.
Системный анализ положений ст.25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган, не имея сведений о надлежащем извещении физического лица, составил протокол в отсутствие этого лица, а ФИО1 был лишен возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении. То есть, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов стороны защиты, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес ФИО1 извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом администрации городского округа город Нововоронеж требований ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», не может быть признано законными и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ., которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.33.1 Закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в порядке, установленном ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2017 года