Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 февраля 2015 года г. Артемовский
Судья Артемовского городского суда Свердловской области Кобяшева С.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Чеснокова С.А., его защитника Симонова А.Н., представителя заинтересованного лица ОМВД России по Артемовскому району Юнусова Д.Н., при секретаре Казаковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому района Макарова О.Н. от 31.12.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Макарова О.Н. от 31.12.2014 г. ФИО1, являясь должностным лицом - мастером ООО «Строительная компания «Дельта», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей, а именно за то, что 23.12.2014 г. в 14:00 часов на автодороге обход с. Покровского, 1 км. + 580 м., являясь должностным лицом, ответственным за содержания дорог, допустил образование НДУ, выразившееся в образовании снежных отложений на обочине, в нарушение п. 3.1.6 ГОСТ 50597-93, чем нарушил правила содержания дорог в безопасности (л.д. 9).
Чесноков С.А. с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой указал, что 23.12.2014 г. около 13:30 часов на автодороге обход с. Покровское Артемовского района, 1 км. + 580 м. произошло дорожно-транспортное происшествие. В этот же день государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Юнусовым Д.Н. был составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП. Указанным актом от 23.12.2014 г., составленным в 13:30 часов, зафиксировано, что в месте совершения ДТПнеудовлетворительные погодные условия отсутствуют. То есть в акте документально подтверждено и зафиксировано отсутствие ненадлежащего содержания указанной автодороги обход с. Покровское Артемовского района, 1 км. + 580 м.
Кроме того, обжалуемое постановление было вынесено на основании протокола 66АА № 1695232 от 23.12.2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленного в 19.00 часов. В графе протокола «нарушение» указано - неудовлетворительные дорожные условия, выразившееся в образовании снежных отложений на обочине в нарушении п. 3.1.6. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221).
На основании п. 3.1.6. ГОСТ-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик установлены в зависимости от группы дорог и улиц по транспортно-эксплуатационным характеристикам в срок от 4 до 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. С момента окончания снегопада до момента ДТП прошло не более двух часов.
Актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 23.12.2014 г., составленным в 13.30 часов, зафиксировано отсутствиенеудовлетворительных дорожных условий в месте совершения ДТП. Таким образом, наличие снега на обочине не находится в причинно-следственной связи с его действиями как должностного лица, считает, что в его действиях отсутствует факт совершения инкриминируемого административного правонарушения.
В судебном заседании Чесноков С.А. доводы жалобы поддержал, пояснив, что всю ночь 23.12.2014 г. шел снег, техника на данной дороге работала ночью и днем, снегоочистка производилась надлежащим образом. Данная дорога относится к категории «Б».
Защитник Симонов А.Н. также поддержал доводы жалобы, дополнив, что в протоколе об административном правонарушении указано на наличие снега на обочине, а п. 3.1.6 ГОСТа-93 не содержит требований к обочине, а говорит только о проезжей части. С момента окончания снегопада до уборки снега с обочины прошло незначительное время.
Госинспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Юнусов Д.Н. пояснил, что 23.12.2014 г. произошло ДТП на автодороге обход с. Покровское Артемовского района, 1 км. + 580 м., относящейся к категории «Б». По прибытию на место были осмотрены дорожные условия, установлено, что на обочине имеется рыхлый снег, что является неудовлетворительным дорожным условием, сопутствующим ДТП. Был составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 23.12.2014 г., где было указано, что проезжая часть дороги соответствует параметрам, неудовлетворительных дорожных условий не выявлено, но был выявлен недостаток зимнего содержания дороги - несвоевременное удаление снега с обочины. Уже после выявления данного недостатка приехала техника и очистила обочины от рыхлого снега.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, правила по охране дорог и дорожных сооружений.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, если пользование данными участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектом правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица, независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной и при ее применении необходимо руководствоваться нормами, регламентирующие требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» установлено, что государственный контроль и надзор осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, обочина, проезжая часть, дорожное полотно являются частью дороги, данные понятия разграничиваются законодателем.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с государственным контрактом ООО «Строительная компания «Дельта» является подрядчиком по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, в том числе автодороги обход с. Покровское Артемовского района (л.д. 22-38).
Чесноков С.А. в соответствии с приказом о приеме на работу является мастером ООО «Строительная компания «Дельта» с 23.07.2014 г. (л.д. 39).
Согласно должностной инструкции Чесноков С.А., являясь мастером ООО «Строительная компания «Дельта», является должностным лицом, ответственным за содержание дорог (л.д. 19-21).
Абз. 1 п. 3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В силу п. 3.1.6 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик составляет для дорог и улиц группы А - 4 часа, группы Б - 5 часов, группы В - 6 часов.
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Вместе с тем, указанный ГОСТ Р 50597-93 подразделяет требования к эксплуатационному состоянию проезжей части (пункты 3.1.1 - 3.1.13), и требования к обочине (пункты 3.2.1 - 3.2.3).
Согласно п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Согласно протоколу об административном правонарушении 23.12.2014 года в 14:00 на автодороге обход с. Покровское Артемовского района, 1 км. + 580 м. Чесноков С.А., являясь должностным лицом, ответственным за содержание дорог, допустил образование НДУ, выразившееся в образовании снежных отложений на обочине в нарушение п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п. 13 основных положений Правил дорожного движения РФ, чем нарушил правила содержания дорог в безопасности для дорожного движения (л.д. 10).
В судебном заседании установлено, что 23.12.2014 г. около 13:30 на автодороге обход с. Покровское Артемовского района, 1 км. + 580 м. произошло дорожно-транспортное происшествие. Вид ДТП - опрокидывание транспортного средства.
Автодорога обход с. Покровское Артемовского района относится к категории «Б».
По выезду на место ДТП госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Юнусовым Д.Н. в 13:30 23.12.2014 года был составлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, из которого следует, что неудовлетворительные дорожные условия отсутствуют, в графе неудовлетворительных дорожных условий в п. 4 не отмечено неудовлетворительное состояние обочин (л.д. 11).
Также имеется акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, где указано, что при отсутствии неудовлетворительных дорожных условий, состояния обочин без дефектов, имеются недостатки зимнего содержания дорог в виде несвоевременного удаления снега с обочины (л.д. 14).
Наличие рыхлого снега на проезжей части дороги, дорожном покрытии не установлено.
Каких-либо замеров высоты снежных отложений на обочинах, ширины и других параметров не производилось. К акту приложено две фотографии (л.д. 15-16) без указания даты и времени, когда они были сделаны, из которых невозможно оценить состояние обочин и сделать вывод о нарушении ГОСТ Р 50597-93 по содержанию дороги.
Из пояснений госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Юнусова Д.Н. в судебном заседании следует, что на момент выезда было обнаружено, что на обочинах дороги имеется рыхлый снег, что способствует созданию неудовлетворительных дорожных условий. Когда оформляли материалы ДТП, приехала техника и очистила обочины от рыхлого снега.
При привлечении Чеснокова С.А. к административной ответственности должностным лицом не проверялось время, прошедшее с момента окончания осадков в виде снега, при том, что п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, нарушение которого вменяется Чеснокову С.А., имеет привязку производства очистки проезжей части (не обочин) с момента окончания снегопада.
Согласно сведениям ФГБУ «Уральское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № ОМ-11-28/2055 от 20.01.2015, на данном участке дороги 23.12.2014 г. осадки в виде снега закончились в 03:20, мокрого снега - в 08:20 (л.д. 40).
На момент выезда на место ДТП в 13:30 23.12.2014 года было установлено, что проезжая часть дороги соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, выявлен недостаток - рыхлый снег на обочине дороги.
Вместе с тем, первоочередным мероприятием является очистка проезжей части дороги от снега после осадков в виде снега.
В период времени для очистки проезжей части от снега, установленный п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, данные требования мастером ООО «Строительная компания «Дельта» Чесноковым С.А. не нарушены (исчисление с 08:20).
ФИО7 50597-93 не содержит нормативных сроков ликвидации рыхлого снега с обочины. А недостатков обочин, которые отражены в ГОСТ Р 50597-93, на момент выезда на место ДТП не зафиксировано.
Сроки ликвидации рыхлого снега с обочины содержатся в приложении 3 к порядку (п. 13) Приказа Минтранса России от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения", который содержит показатели, характеризующие уровень содержания автомобильных дорог в зимний период и предусматривает, что рыхлый (талый) снег на обочине после окончания снегоочистки должен быть не более 1 см, срок снегоочистки обочин с момента окончания уборки проезжей части не более 4 часов.
В судебном заседании установлено, что рыхлый снег с обочин был убран около 14:00 23.12.2014 года, непосредственно после очистки проезжей части, которая убирается в приоритетном порядке, в течение часа после установленного срока для очистки от снега проезжей части.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, судом не установлена вина Чеснокова С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, учитывая погодные условия, сроки очистки от снега проезжей части дороги и обочин, Чесноковым С.А. не нарушены положения ГОСТ Р 50597-93, а из имеющихся в деле доказательств (актов, фотографий) не следует бесспорно, что имелись недостатки в содержании обочин на данном участке дороги, так как из содержания актов следует, что неудовлетворительное состояние обочин отсутствует, состояние обочин без дефектов, каких-либо замеров снежных отложений не производилось.
При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Артемовскому району Макарова О.Н. от 31.12.2014 г. в отношении мастера ООО «Строительная компания «Дельта» ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии решения в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд.
Судья: С.П. Кобяшева