Административное дело № 2а-161/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 22 июня 2018 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Волошина,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Марченко Я.В.,
административного ответчика – Администрации муниципального образования Магдагачинский район Амурской области в лице Ланкиной Т.В., действующей на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия администрации муниципального образования Администрации Магдагачинского района Амурской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению дорожными знаками и наружного уличного освещения по улицам Мухина и Новостройной в п. Магдагачи незаконным, возложении обязанности обеспечить устранение выявленных нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия администрации муниципального образования Администрации Магдагачинского района Амурской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пешеходной зоны, по обеспечению дорожными знаками и наружного уличного освещения и приведению в соответствие с требованиями закона ширины обочин по улицам Мухина и Новостройной в п. Магдагачи незаконным, возложении обязанности обеспечить устранение выявленных нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения, заявленные исковые требования обоснованы следующим:
Прокуратурой Магдагачинского района Амурской области в марте 2018 года, на основании информации, поступившей из ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району проведена проверка исполнения администрацией Магдагачинского района требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности администрации Магдагачинского района, предъявляемые к содержанию и эксплуатации автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования. Согласно п. 5 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования Магдагачинского района, принятого решением Магдагачинского районного Совета народных депутатов от «25» августа 2017 года № 150 - р, к вопросам местного значения района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно решению Магдагачинского районного совета народных депутатов №69/445 от 10.02.2017 года «О решении районного Совета народных депутатов «О приеме из муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи в муниципальную собственность Магдагачинского района» в муниципальную собственность Магдагачинского района переданы автомобильные дороги местного значения муниципального образования рабочего поселка шт. Магдагачи, а именно: автомобильные дороги по улице Мухина протяженностью 2,00 км, по улице Новостройная протяженностью 1,60 км. На основании акта приема - передачи имущества от 13.02.2017 года во исполнение решения Магдагачинского районного совета народных депутатов №69/445 от 10.02.2017 года «О решении районного Совета народных депутатов «О приеме из муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи в муниципальную собственность Магдагачинского района» произведена передача вышеуказанных автомобильных дорог. В соответствии с требованиями ГОСТов и СНиПов в сентябре 2017 года разработан проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселка городского типа Магдагачи, на основании которого установлено, что по улице Мухина, пгт. Магдагачи отсутствует искусственное освещение в количестве 98 светильников, СНиП 23-05-95; отсутствуют дорожные знаки 2.1 - 20 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 2.4 - 17 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 8.13 - 2 дорожных знака; отсутствует пешеходная дорожка протяженностью 2 км. 757 м. Кроме того, по улице Новостройная отсутствуют дорожные знаки 2.1 - 14 дорожных знака; отсутствуют дорожные знаки 2.4 - 16 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 8.13-6 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 3.24 - 3 дорожных знака; отсутствует искусственное освещение в количестве 74 светильника, СНиП 23-05-95; отсутствует пешеходная дорожка протяженностью 1 км. 894 м. На основании акта проверки от марта 2018 года, на территории п.г.т. Магдагачи, на участке дорожного покрытия:- ул.Мухина отсутствуют искусственное освещение в количестве 98 светильников, дорожные знаки 2.1 в количестве 20 знаков, дорожные знаки 2.4 в количестве 17 знаков, дорожные знаки 8.13 в количестве 2 знаков; пешеходная дорожка протяженностью 2 км 757 м, ширина обочины дороги не соответствует установленным требованиям; -ул. Новостройная отсутствуют дорожные знаки 2.1 в количестве 14 знаков, дорожные знаки 2.4 в количестве 16 знаков, дорожные знаки 8.13 в количестве 6 знаков; дорожные знаки 3.24 в количестве 3 знаков, искусственное освещение в количестве 74 светильников, пешеходная дорожка протяженностью 1 км 894 м, ширина обочины дороги не соответствует установленным требованиям. Таким образом, бездействием администрации Магдагачинского района, выразившемся в непринятии мер: по обеспечению пешеходной зоны протяженностью 2 км. 757 м. по ул. Мухина, 1 км. 894 м по ул.Новостройная, по обеспечению наружного уличного освещения в количестве 98 светильников по улице Мухина, в количестве 74 светильников по ул. Новостройная, по размещению дорожных знаков на территории п.г.т. Магдагачи в количестве 39 штук по ул. Новостройная, в количестве 39 штук по ул. Мухина, по приведению в соответствии с требованием закона ширину обочин (не менее 2 м) по ул. Мухина и ул. Новостройная, нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». На основании изложенного прокурор Магдагачинского района Амурской области просил суд:
Признать бездействие администрации Магдагачинского района, выразившемся в непринятии мер: по обеспечению пешеходной зоны протяженностью 2 км по ул. Мухина, 1 км 600 м по ул.Новостройная, по обеспечению наружного уличного освещения в количестве 98 светильников по улице Мухина, в количестве 74 светильников по ул. Новостройная, по размещению дорожных знаков на территории п.г.т. Магдагачи в количестве 39 штук по ул. Новостройная, в количестве 39 штук по ул. Мухина, по приведению в соответствии с требованием закона ширины обочин (не менее 2 м) по ул. Мухина и ул. Новостройная незаконным, противоречащим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обязать администрацию Магдагачинского района в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного решения обеспечить устранение выявленных нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: на ул.Мухина, пгт. Магдагачи установить искусственное освещение в количестве 98 светильников в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 2.1 в количестве 20 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 2.4 в количестве 17 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 8.13 в количестве 2 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить тротуар протяженностью 2 км. 757 м. шириной не менее 1 метра; привести в соответствии с требованием закона ширину обочин (не менее 2 м); на ул. Новостройная, пгт. Магдагачи: установить дорожные знаки 2.1 в количестве 14 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 2.4 в количестве 16 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 8.13 в количестве 6 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи; установить дорожные знаки 3.24 в количестве 3 штук в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории шт. Магдагачи; установить искусственное освещение в количестве 74 светильников, СНиП 23-05-95 соответствии с дислокацией дорожных знаков; установить тротуар протяженностью 1 км. 894 м. шириной не менее 1 м; привести в соответствии с требованием закона ширину обочин (не менее 2 м).
Определением Магдагачинского районного суда от 22 июня 2018 года, производство по административному делу в части заявленных прокурором Магдагачинского района административных исковых требований о возложении на администрацию Магдагачинского района обязанности по установке тротуара шириной не менее 1 метра; приведению в соответствии с требованием закона ширины обочин (не менее 2 м) по ул. Мухина и ул. Новостройная – прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований.
В судебном заседании помощник прокурора уточнил ранее заявленные административные требования в части протяженности улиц Мухина и Новостройная и пояснил: согласно решению Магдагачинского районного совета народных депутатов №69/445 от 10.02.2017 года «О решении районного Совета народных депутатов «О приеме из муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи в муниципальную собственность Магдагачинского района» в муниципальную собственность Магдагачинского района переданы автомобильные дороги местного значения муниципального образования рабочего поселка шт. Магдагачи, а именно: автомобильные дороги по улице Мухина протяженностью 2,00 км, по улице Новостройная протяженностью 1,60 км. На основании акта приема - передачи имущества от 13.02.2017 года во исполнение решения Магдагачинского районного совета народных депутатов №69/445 от 10.02.2017 года «О решении районного Совета народных депутатов «О приеме из муниципальной собственности рабочего поселка пгт. Магдагачи в муниципальную собственность Магдагачинского района» произведена передача вышеуказанных автомобильных дорог. В соответствии с требованиями ГОСТов и СНиПов в сентябре 2017 года разработан проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселка городского типа Магдагачи, согласно акта проверки по улице Мухина, пгт. Магдагачи отсутствует искусственное освещение в количестве 98 светильников, СНиП 23-05-95; отсутствуют дорожные знаки 2.1 - 20 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 2.4 - 17 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 8.13 - 2 дорожных знака; отсутствует пешеходная дорожка протяженностью 2 км. 757 м. Кроме того, по улице Новостройная отсутствуют дорожные знаки 2.1 - 14 дорожных знака; отсутствуют дорожные знаки 2.4 - 16 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 8.13-6 дорожных знаков; отсутствуют дорожные знаки 3.24 - 3 дорожных знака; отсутствует искусственное освещение в количестве 74 светильника, СНиП 23-05-95; Просит суд признать незаконным бездействие администрации Магдагачинского района в непринятии мер по обеспечению наружного уличного освещения в количестве 98 светильников по улице Мухина, в количестве 74 светильников по ул. Новостройная, по размещению дорожных знаков в количестве 39 штук по ул. Возложить на администрацию муниципального образования Магдагачинский район Амурской области обязанность в течение 6 (шести) месяцев: Новостройная, в количестве 39 штук по ул. Мухина в п. Магдагачи Амурской области. на ул. Мухина в пгт. Магдагачи Амурской области установить искусственное освещение в количестве 98 светильников, в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи установить дорожные знаки 2.1 в количестве 20 штук, дорожные знаки 2.4 в количестве 17 штук, дорожные знаки 8.13 в количестве 2 штук. На ул. Новостройная в пгт. Магдагачи Амурской области в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи установить дорожные знаки 2.1 в количестве 14 штук, 2.4 в количестве 16 штук, 8.13 в количестве 6 штук, 3.24 в количестве 3 штук, установить искусственное освещение в количестве 74 светильников.
Представитель административного ответчика Ланкина Т. В. пояснила: ее доверитель с иском прокурора района не согласен.
Вопросы местного значения поселения и муниципального района разграничены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года. Вопросы местного значения поселений установлены в статье 14 вышеуказанного закона. Вопросы местного значения муниципального района установлены в статье 15 вышеуказанного закона. Проверка исполнения требований безопасности дорожного движения проведена прокуратурой Магдагачинского района в марте 2018 года в отношении автомобильных дорог по ул. Мухина и ул. Новостройная. Указанные дороги местного значения расположены в границах населенных пунктов поселения. Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселения. Муниципальный район в свою очередь осуществляет аналогичные полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, только в отношении дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года: «Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации». Соглашение о передаче Поселением Району полномочий предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года не заключалось, соответственно и обязанность по исполнению полномочий предусмотренных данным пунктом лежит на муниципальном образовании рабочего поселка (п.г.т. Магдагачи). Администрация Магдагачинского района осуществляет содержание данных автомобильных дорог только в рамках заключенного соглашения № АА01/0316/17 о возмещении расходов, понесенных в связи с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования в целях обеспечения беспрепятственного проезда транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов Администрацией п.г.т. Магдагачи запланировано осуществить до 01.09.2018 года установку дорожных знаков и установку искусственного освещения согласно утвержденному плану от 02.04.2018 года. Что касается требований об установке тротуаров по улице Мухина и Новостройная, считают их необоснованными по следующим основаниям. Пешеходные дорожки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог, но согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. N 270-ст, установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог; стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства безопасности дорожного движения. Пунктом 4.5 Стандарта ГОСТ Р52766-2007 предусмотрены средства организации движения пешеходов и велосипедистов. В соответствии с п. 4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов. Улицы Новостройная и Мухина сформированы давно, застройка на них сложившаяся. Автомобильные дороги относятся к четвертой категории, обустройство тротуаров на автомобильных дорогах 4 и 5 категории не обязательно. В настоящее время устройство пешеходных дорожек на данных улицах невозможно. Чтобы осуществить данное мероприятие жителям домов прилегающих к участку вышеуказанных автомобильных дорог, необходимо осуществить перенос ограждений своих земельных участков. Кроме того, устройство пешеходных дорожек подразумевает под собой реконструкцию объекта автодороги. Так как вышеуказанные автодороги являются недвижимым имуществом для реконструкции объектов недвижимости необходимы заключения соответствующих служб, органов, организаций о возможности реконструкции с соблюдением строительных, технических, санитарно-экологических, противопожарных норм и правил. Ни одного такого заключения по делу истцом не представлено. Просит суд отказать прокурору в удовлетворении требований в отношении администрации Магдагачинского района.
Привлеченное к участию в деле, по ходатайству сторон, в качестве административного соответчика администрация муниципального образования рабочий поселок ( п.г.т) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области в судебное заседание не явилась. Глава администрации пгт. Магдагачи представил письменный отзыв на административное исковое заявление прокурора, согласно которого, 10.02.2017 года вынесено постановление №68/276 «О решении поселкового Совета народных депутатов «О передаче автомобильных дорог местного значения в собственность муниципального образования Магдагачинского района». По данному постановлению передавались улицы Мухина и Новостройная пгт.Магдагачи. В связи с чем, согласно Федерального Закона №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального Закона № 257- ФЗ от 08.11.2017г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» полномочия по обслуживанию улиц Мухина и Новостройная пгг Магдагачи переданы в администрацию муниципального образования администрации Магдагачинского района Амурской области. В виду Федерального Закона №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрацией пгт Магдагачи по плану установки дорожных знаков в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт Магдагачи были установлены светильники искусственного освещения, дорожные знаки. Администрация пгт. Магдагачи является не надлежащим ответчиком, поскольку в данном случае ответственность должно нести администрация муниципального образования администрация Магдагачинского района Амурской области. Просит в удовлетворении требований к администрации пгт.Магдагачи отказать.
Заинтересованное лицо ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району о времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о невозможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя – суду не заявлено.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 18 указанного выше Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что 02 марта 2018 года прокурорарой Магдагачинского района проведена проверка исполнения администрацией пгт.Магдагачи требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорог на территории населенного пункта пгт.Магдагачи, в результате которой установлено, что отсутствует искусственное освещение, отсутствуют дорожные знаки,, по ул.Мухина – отсутствует искусственное освещение, на пересечении ул.Мухина и ул.Почтовой – отсутствует искусственное освещение, по ул. Новостройная –отсутствует искусственное освещение, отсутствуют дорожные знаки. (л.д.11-20).
Согласно письму государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району Власова В.С., в соответствии с проектом организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения п.Магдагачи ул.Мухина и ул. Новостройная не оборудованы дорожными сооружениями по ул.Мухина: дорожными знаками 2.1. – в количестве 20 штук, 2.4 – в количестве 17 штук, 8.13 – в количестве 2 штук, искусственным освещением в количестве 98 светильников, по ул.Новостройная: дорожными знаками 2.1. – в количестве 14 штук, 2.4 – в количестве 16 штук, 8.13 – в количестве 6 штук, 3.24 – в количестве 3 штук, искусственным освещением в количестве 74 светильников, (л.д.32).
Оснований относиться критически к представленным документам, у суда оснований не имеется, поскольку проверки проведены должностными лицами государственных органов в рамках, возложенных на них полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, законодательства о безопасности дорожного движения.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 утвержден «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Кроме этого, согласно п.4.2 СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги",– автомобильные дороги должны обеспечивать: безопасное и удобное движение автомобильных и других транспортных средств со скоростями, нагрузками и габаритами, установленными сводом правил, а также сервисное обслуживание пользователей автомобильными дорогами и безопасное движение пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями, наличие производственных объектов для ремонта и содержания дорог. Надежность конструкций и сооружений автомобильных дорог должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 54257.
В силу п 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст также утвержден «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (ГОСТ Р 52289-2004), устанавливающий правила применения технических средств организации дорожного движения, в том числе дорожных знаков по ГОСТ Р 52290.
Согласно п.10.16 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. № 266 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.
Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 3:1 на участках дорог I категории, 5:1 - на дорогах остальных категорий.
Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Пунктом 7.28 СП 52.13330 - СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» установлено, что освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий.
Пунктом 4.6 ГОСТ Р 50597-93 установлены требования к наружному освещению автомобильных дорог и улиц, в соответствии с которым доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Учитывая указанные положения правил и государственных стандартов, устанавливающие нормы содержания автомобильных дорог, а также выявленные при проверки недостатки в содержании автомобильных дорог пгт.Магдагачи, находящихся на улицах Мухина и Новостройной, суд считает доводы административного искового заявления прокурора о ненадлежащем содержании указанных автомобильных дорог обоснованными.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ также установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. п.3, 5 ст. 25 Устава Муниципального образования Магдагачинского района Амурской области, принятого решением Магдагачинского районного Совета народных депутатов от 25.08.2017 №150-р, к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Магдагачинского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Магдагачинского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно материалов дела на основании решения районного Совета народных депутатов от 10 февраля 2017 года в муниципальную собственность Магдагачинского района переданы автомобильные дороги местного значения муниципального образования рабочего поселка Магдагачи, вошедшие в транспортную схему доставки грузов при строительстве объекта «Магистральный газопровод «Сила Сибири», а именно улица Мухина протяженностью 2 км, улица Луговая протяженностью 0,4 км, улица Новостройная протяженностью 1,6 км, объездная дорога пгт.Магдагачи протяженностью 0,9 км. (л.д.33-35). Согласно Постановлению Магдагачинского районного Совета народных депутатов Амурской области №9/45 от 27 апреля 2018 года автомобильные дороги по улице Мухина и Новостройная включены в реестр недвижимого имущества муниципального района.
В силу требований ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с передачей в собственность муниципального района автомобильных дорог местного значения улиц Мухина и Новостройная в пгт.Магдагачи деятельность по ремонту и содержанию указанных автомобильных дорог, вопреки доводам представителя административного ответчика Администрации муниципального района, относится к полномочиям администрации муниципального образования Магдагачинский район, как законного владельца имущества.
Каких-либо доказательств распределения обязанностей по содержанию и благоустройству указанных автомобильных дорог между соответчиками суд не представлено.
Согласно представленному административным ответчиком соглашению АА01/0316/17, заключенному между ООО «Газпром трансгаз Томск» и муниципальным образованием Магдагачинского района, ООО «Газпром трансгаз Томск» обязалось возместить администрации района затраты, связанные с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования в целях обеспечения беспрепятственного проезда транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов для строительства объекта «Магистральный газопровод «Сила Сибири», в том числе, и в связи с эксплуатацией автомобильных дорог по ул.Мухина и Новостройная. Согласно п.1.3 соглашения предусмотренное возмещение покрывает все возможные расходы Администрации, понесенные в связи с усилением, укреплением, обустройством автомобильных дорог до начала, во время и после строительства объекта, то есть администрация района получает плату за содержание указанных автомобильных дорог
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что что органом местного самоуправления муниципального образования Магдагачинского района не исполняются требования федерального законодательства в области безопасности дорожного движения и ненадлежащим образом осуществляется организация решения вопросов, отнесенных на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава к компетенции муниципального образования Магдагачинского района, а доводы прокурора о бездействии администрации муниципального образования Магдагачинского района в принятии мер по приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог, расположенных на улицах Мухина и Новостройная в пгт.Магдагачи и нарушении прав неопределенного круга лиц – жителей поселка, владельцев транспортных средств на безопасность дорожного движения, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Магдагачинского района Амурской области – удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации Магдагачинского района в непринятии мер по обеспечению наружного уличного освещения в количестве 98 светильников по улице Мухина, в количестве 74 светильников по ул. Новостройная, по размещению дорожных знаков в количестве 39 штук по ул. Новостройная, в количестве 39 штук по ул. Мухина в п. Магдагачи Амурской области.
Возложить на администрацию муниципального образования Магдагачинский район Амурской области обязанность в течение 6 (шести) месяцев:
на ул.Мухина в пгт. Магдагачи Амурской области установить искусственное освещение в количестве 98 светильников, в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи установить дорожные знаки 2.1 в количестве 20 штук, дорожные знаки 2.4 в количестве 17 штук, дорожные знаки 8.13 в количестве 2 штук.
На ул. Новостройная в пгт. Магдагачи Амурской области в соответствии с дислокацией дорожных знаков на территории пгт. Магдагачи установить дорожные знаки 2.1 в количестве 14 штук, 2.4 в количестве 16 штук, 8.13 в количестве 6 штук, 3.24 в количестве 3 штук, установить искусственное освещение в количестве 74 светильников.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 27 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Магдагачинского районного суда О. В. Волошин