Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-174/2021 ~ М-178/2021 от 21.07.2021

                   Дело а-174/2021

                                      УИД: 28RS0-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года                                                                                      пгт. Экимчан

    Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Булат А.П.,

при секретаре Прокопенко Н.А.,

с участием прокурора Селемджинского района Астахова П.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Селемджинского района, к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нижника Александра Васильевича, о признании незаконным решения <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ; об обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нижника Александра Васильевича, об обращении решения к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селемджинского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Селемджинского района, обратился в суд с указанным административным иском, к Селемджинскому районному Совету народных депутатов <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства. <адрес> проведена проверка соблюдения депутатами <адрес> Совета народных депутатов <адрес> требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что Нижник А.В., избранный депутатом <адрес> Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не предоставил сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчётный 2020 год. В связи с чем, прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя <адрес> Совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений федерального антикоррупционного законодательства. <адрес> Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований прокурора отказано. Согласно сведений, предоставленных Управлением государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ депутат <адрес> Совета народных депутатов Нижник А.В. сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за отчётный период 2020 год, - не представил. Учитывая вышеизложенное, а также положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», статьи 4.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в <адрес>», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит суд:

- признать незаконным бездействие представительного органа – <адрес> Совета народных депутатов <адрес> (шестого созыва) в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нижника Александра Васильевича в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- признать незаконным решение <адрес> Совета народных депутатов <адрес> (шестого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ ;

- возложить на представительный орган – <адрес> Совет народных депутатов <адрес> (шестого созыва) обязанность принять на внеочередном заседании <адрес> Совета народных депутатов <адрес> решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нижника Александра Васильевича по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- решение суда обратить к немедленному исполнению.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика <адрес> Совета народных депутатов <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, отзыв на иск не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Заинтересованное лицо Нижник А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в отсутствие своего представителя не представил. Из письменного отзыва на административный иск, предоставленного представителем администрации <адрес>, следует, что депутат Нижник А.В., не представив сведений о своих доходах и расходах, допустил нарушение действующего законодательства, однако это произошло в виду отсутствия организованной работы Председателя Совета в сфере антикоррупционного законодательства, обусловлено отсутствием соответствующего уполномоченного органа в Совете и отсутствием уполномоченного лица, принимающего подобные сведения у депутатов, а также отсутствие какого-либо документа, регламентирующего порядок предоставления справок о доходах. Депутаты избираются населением, им оказано большое доверие представлять интересы определенного округа. Исключая граждан из состава депутатов интересы избирательных округов будут представлены не в полном объеме; возможности довыборов уже не будет, поскольку данному составу остается работать меньше года. Депутаты пытались внести изменения в регламент Совета, в том числе в сфере антикоррупционного законодательства, однако председатель уведомила, что вопросы антикоррупционного законодательства регламентированы Уставом; инициативы депутатов не были рассмотрены профильными комиссиями Совета. По мнению представителя администрации Селемджинского района оснований для признания незаконным решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку депутатам на рассмотрение был представлен проект решения о досрочном прекращении полномочий в отношении трёх депутатов, проекты решений должны быть в отношении каждого депутата отдельно. Кроме того, при рассмотрении проекта указанного решения не были соблюдены положения ст.43 регламента Совета народных депутатов.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

При указанных обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение сторон, а также то, что явка сторон с учётом характера административного иска не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, уполномоченный по правам ребёнка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Учитывая изложенное, предмет заявленных административных исковых требований, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, интересов муниципального образования <адрес>.В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее Федерального закона №230-ФЗ) невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ, является правонарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 230-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учётом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года № 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Части 4 и 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом.

Аналогичные нормы закреплены в ст.4.1 Амурской области от 8.04.2009 № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области».

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решением Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р принят устав муниципального образования «<адрес>».

В соответствии с ч. 7 ст. 29 Устава муниципального образования <адрес>, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3.

Согласно ч. 8 ст. 29 Устава муниципального образования «<адрес>» к депутату районного Совета, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, установленные частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3. (решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ -Р)

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 30 Устава муниципального образования «<адрес>» полномочия депутата районного Совета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

<адрес> Совета о досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями районного Совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Нижник А.В. избран депутатом <адрес> Совета народных депутатов шестого созыва, что подтверждается решением избирательной комиссии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом <адрес> Совета народных депутатов шестого созыва Нижником А.В. за отчётный 2020 год не были представлены сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также данные сведения в отношении супруга, несовершеннолетних детей.

Из ответа Управления государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в адрес губернатора <адрес> не исполнена депутатами <адрес> Совета народных депутатов, в том числе депутатом Нижником А.В.

Доказательств предоставления сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутатом <адрес> Совета народных депутатов <адрес> Нижником А.В. в установленные законом сроки материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств административным ответчиком и заинтересованным лицом Нижником А.В. и в судебное заседание.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что депутатом <адрес> Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва Нижником А.В. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, что является грубым нарушением требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об общих принципах организации местного самоуправления.

Допущенное Нижником А.В. нарушение является основанием для досрочного прекращения его полномочий и в отношении указанного депутата подлежала применению процедура досрочного прекращения полномочий в соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования согласно ч.11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

<адрес> Советом народных депутатов <адрес> вынесен проект решения «О досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутатов районного Совета.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес> Совета народных депутатов <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом народных депутатов <адрес> представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции рассмотрено. По результатам рассмотрения указанного представления административным ответчиком принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении представления прокурора <адрес> «об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции»; об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутатов районного Совета.

Вместе с тем, действующим законодательством, чётко определены действия представительного органа, которые он должен совершить при поступлении информации о нарушении депутатом требований антикоррупционного законодательства.

При этом суд обращает внимание, что <адрес> Совет народных депутатов <адрес> имел законные основания для прекращения полномочий депутата шестого созыва Нижника А.В. за совершение коррупционного правонарушения на основании ч.10.1 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку было внесено представление прокурора <адрес>, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что депутатом Нижником А.В. допущено грубое нарушение положений антикоррупционного законодательства, по результатам рассмотрения представления прокуратуры решение о досрочном прекращении полномочий депутата не принято, суд приходит к выводу, что решение <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие представительного органа в части непринятия мер по досрочному прекращению полномочий депутата являются незаконными, поскольку последствия в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, являются безальтернативными.

Вместе с тем, решением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-175/2021 решение <адрес> Совета народных депутатов <адрес> (шестого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ , - признано незаконным, в связи с чем прокурора <адрес> о признании незаконным решения <адрес> Совета народных депутатов <адрес> (шестого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства противодействия коррупции от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворению не подлежат.

Доводы заинтересованного лица, администрации <адрес>, о том, что непредставление депутатом Нижником А.В. необходимых сведений имело место ввиду уважительных причин, в том числе, ввиду отсутствия организованной работы Председателя Совета в сфере антикоррупционного законодательства, не основаны на нормах действующего антикоррупционного законодательства, согласно которому обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, возложена непосредственно на депутата, и не обусловлена в указанной части действиями иных лиц, в том числе, действиями Председателя Совета народных депутатов. Обстоятельств, указывающих на имевшиеся объективные препятствия для представления депутатом Нижником А.В. необходимых сведений, в судебном заседании не установлено, не разъяснение Председателем Совета народных депутатов непосредственно депутату Нижнику А.В. обязанности предоставления в установленные законом сроки сведений о доходах и расходах, к объективным препятствиям предоставления таких сведений не относится.

Гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения.

Таким образом, вступая в должность депутата, Нижник А.В. имел возможность и был обязан изучить нормы действующего законодательства в части, устанавливающей ограничения и требования к указанной должности.

В соответствии с действующим антикоррупционным законодательством <адрес> Совет народных депутатов шестого созыва не обладает свободой усмотрения в вопросе принудительного прекращения полномочий депутата в силу установления доказательств, свидетельствующих о нарушении им предусмотренной законом императивной обязанности о досрочном прекращении полномочий депутата при несоблюдении ограничений, неисполнение которой влечёт прекращение полномочий. В связи с чем, возложение судом на представительный орган обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», не влечёт нарушений конституционных принципов самостоятельности представительного органа местного самоуправления, а также нарушения прав избирателей.

Таким образом, суд, полагает необходимым возложить на <адрес> Совет народных депутатов <адрес> обязанность принять решение о применении к депутату <адрес> Совета народных депутатов <адрес> шестого созыва Нижнику А.В. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата <адрес> Совета народных депутатов <адрес> по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом, суд учитывает, что <адрес> Совет народных депутатов <адрес> не обладает свободой усмотрения в вопросе принудительного прекращения полномочий депутата в силу установления доказательств, свидетельствующих о нарушении им предусмотренной законом императивной обязанности, не исполнение которой влечёт прекращение полномочий. В связи с чем, возложение на представительный орган обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» не влечёт нарушений конституционных принципов самостоятельности органов местного самоуправления.

Рассматривая требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

В силу ч.11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Вместе с тем, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Нижника А.В. <адрес> Советом народных депутатов <адрес> до настоящего времени не решён.

При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальная должность носит публичный характер, нарушения, допущенные депутатом в связи с прохождением муниципальной службы затрагивают интересы неограниченного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, а также то, что предусмотренный действующим законодательством срок, в течение которого представительным органом должно было быть принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, допустившего нарушение антикоррупционного законодательства, истёк, суд приходит к выводу, что дальнейшее промедление по принятию указанного решения может привести к значительному ущербу публичным интересам. В связи с чем, требование административного истца об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Селемджинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Селемджинского района, к Селемджинскому районному Совету народных депутатов Амурской области, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие представительного органа – Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области (шестого созыва) в части непринятия мер к досрочному прекращению полномочий депутата Нижника Александра Васильевича в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Обязать представительный орган – Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области (шестого созыва) принять на внеочередном заседании Селемджинского районного Совета народных депутатов Амурской области решение о досрочном прекращении полномочий депутата Нижника Александра Васильевича по основанию, предусмотренному частью 7.1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                              А.П. Булат

Решение суда принято в окончательной форме 12 августа 2021 года.

2а-174/2021 ~ М-178/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Селемджинского района
Ответчики
Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области
Другие
Нижник Александр Васильевич
Администрация Селемджинского района
Территориальная избирательная комиссия Селемджинского района
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
21.07.2021Регистрация административного искового заявления
21.07.2021Передача материалов судье
23.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее