Дело № 2-593/2013 05 июля 2013 года
Решение
Именем Российской Федерации
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
в лице судьи Голышева Б.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Г.Р.,
с участием истца Куряева В.А.,
ответчика Сизова А.И.,
представителя третьего лица - Главного ветеринарного врача Государственного бюджетного учреждения «Лямбирская районная станция по борьбе с болезнями животных» Австанчикова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия гражданское дело по иску Куряева В.А. к Сизову А.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
Куряев В.А. обратился в суд с иском к Сизову А.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснования своих требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <номер> от 13 августа 2012 года. Собственником соседнего земельного участка <номер> является ответчик. Последний в первой декаде апреля 2013 года установил на своем земельном участке пасеку не менее чем из 9 ульев. Считает, что размещением пасеки в непосредственной близости от его жилого дома, без соблюдения установленных региональными нормативами требований ответчик создал ему препятствия в пользовании земельным участком. Просит обязать ответчика перенести ульи на расстояние не менее 10 метров от границы земельного участка и не менее 50 метров от принадлежащего ему жилого дома, установить сплошной забор высотой не менее 2 метров по границе земельного участка, принадлежащего Сизову А.И., между земельными участками <номер> и <номер> по <адрес>.
В возражении на исковое заявление ответчик Сизов А.А.с исковыми требованиями не согласен, поскольку Куряев В.А. не является надлежащим истцом и не имеет права предъявлять к нему подобные требования, так как их земельные участки не соседствуют, земельный участок Куряева В.А. со всех сторон граничит с землями, находящимися в муниципальной собственности. Пчелосемьи в количестве 9 штук находятся на расстоянии 12 метров от металлической изгороди, возведенной Куряевым В.А. От жилого дома истца ульи отделены теплицей, расположенной вдоль границы земельного участка, далее - сплошными древесными насаждениями высотой более 4 метров. Пчелы летят в лесной массив в сторону западной части земельного участка, где нет чьих-либо жилых и хозяйственных построек.
В судебном заседании истец Куряев В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив также, что из-за содержания пасеки с нарушением нормативных требований он и члены его семьи лишены возможности в полной мере пользоваться земельным участком, поскольку боятся укусов пчел.
Ответчик Сизов А.И. исковые требования не признал, пояснив, что он не согласен с тем, что в собственности Куряева В.А. находится земельный участок площадью <данные изъяты>, так как по договору дарения ему передавался земельный участок площадью <данные изъяты>. Каких-либо иных нарушений, помимо отсутствия ветеринарно-санитарного паспорта, при содержании пасеки не имеется. Улья находятся на расстоянии 13 метров от забора истца, отгорожены кустарником и теплицей. Кроме того, со стороны земельного участка истца он дополнительно установил ограждение высотой 2 метра.
Представитель третьего лица - Главный ветеринарный врач Государственного бюджетного учреждения «Лямбирская районная станция по борьбе с болезнями животных» Австанчиков А.А. вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив, что при осмотре 10 июня 2013 года пасеки ответчика были выявлены следующие нарушения ветеринарно-санитарных требований: пасека не была огорожена забором высотой не менее 2 метров, отсутствовал ветеринарно-санитарный паспорт пчелопасеки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 209, статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статьёй 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Вопросы содержания пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах регламентированы Ветеринарно-санитарными правилами содержания пчел от 15 декабря 1976 года, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, в соответствии в которыми территория стационарной пасеки огораживается, обсаживается плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, на одной пасеке должно быть не более 150 пчелиных семей, расстояние между ульями должно быть не менее 3 - 3,5 метров, а между рядами ульев - не менее 10 метров, жилища пчел с находящимися в них пчелосемьями располагают на расстоянии не ближе 3 - 5 метров от границы земельного участка и отделяют сплошным забором по периметру высотой не менее двух метров. В противном случае они должны быть отделены от соседних землевладений зданием, строением, сооружением, а летки направлены к середине участка пчеловода (пункт 1.2).
На каждой пасеке должен быть ветеринарно-санитарный паспорт с соответствующими записями ветеринарной службы, на основании которых выдается разрешение на перевозку (кочевку), пересылку, продажу пчел и пчелопродуктов (пункт 1.10).
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) (часть 4).
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования ( часть 6).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 года N 612 утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Мордовия, в соответствии с которыми размещение объектов животноводства, птицеводства, пчеловодства (пасек и ульев) на территории населенных пунктов осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (градостроительным регламентом территории) при условии соблюдения санитарно-гигиенических и зооветеринарных требований. Ульи с пчелиными семьями размещаются на земельном участке на расстоянии не ближе 10 м от границы земельного участка и отделены от соседнего участка зданием, строением, сооружением, сплошным забором или густым кустарником высотой не менее 2 м. Пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным забором высотой не менее 2 м (пункт 2.2.111.).
Стационарные пасеки размещаются на расстоянии не менее 1 км от животноводческих и птицеводческих комплексов (строений) и 5 км от предприятий кондитерской, химической промышленности и не ближе 500 м от шоссейных и железных дорог.
Пасеки (ульи) рекомендуется размещать на расстоянии, обеспечивающем безопасность населения и животных, но не менее, м:
10 - от границ соседнего земельного участка;
50 - от жилых помещений;
250 - от учреждений здравоохранения, образования, детских учреждений, учреждений культуры, других общественных мест, дорог и скотопрогонов.
Расстояния от пасек (ульев) до объектов жилого и общественного назначения могут устанавливаться органами местного самоуправления исходя из местных условий.
Кочевые пасеки должны размещаться у источников спецотбора на расстоянии не менее 1,5 км одна от другой и на расстоянии не менее 3 км от стационарных пасек. Запрещается размещение кочевой пасеки от пути лета пчел из другой пасеки, размещенной ранее у источников медосбора (пункт 2.2.111.1.).
Правила землепользования и застройки Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденные решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 24 июля 2012 года № 39, вопросы содержания пчелиных семей не регламентируют.
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 13 августа 2012 года.
Ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 24 апреля 2013 года.
Согласно акту № 163 от 10 июня 2013 года, составленному Государственным бюджетным учреждением «Лямбирская районная станция по борьбе с болезнями животных», на земельном участке ответчика расположены 9 ульев, расположенных в два ряда по центру участка. Расстояние между ульями 1,5 метра, расстояние между рядами ульев 3 метра, ширина земельного участка 29 метров. Расстояние от ульев до ограждения Куряева В.А. составляет 13 метров, до жилого дома Куряева В.А. - 35 метров. Земельный участок, где находятся ульи, с трех сторон огорожен живой изгородью высотой 5-6 метров, теплицей высотой 2 метра, принадлежащей Сизову А.И., баней, принадлежащей Куряеву В.А. Летки ульев направлены к середине участка Сизова А.И. По периметру расположения ульев начато строительство забора. Сизов А.И. на день проверки не имеет ветеринарно-санитарного паспорта пчелопасеки с соответствующими записями ветеринарной службы. В результате осмотра сделано заключение о том, что согласно Ветеринарно-санитарным правилам содержания пчел, утвержденным Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства ССР от 15 декабря 1976 года, Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, утвержденных Директором ФГУ «Инспекция по пчеловодству» от 17 июня 2002 года пчелопасека Сизова А.И. не соответствует ветеринарно-санитарным нормам размещения ульев.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается факт расположения ульев с пчелосемьями, принадлежащих ответчику, на расстоянии ближе 50 метров от жилого дома истца.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать не только пресечения действий, нарушающих его право, и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, но и обращать свои притязания к лицам, создающим реальную угрозу нарушения его права, однако при этом лицо желающее защитить свои права обязано доказать факт их нарушения другими лицами.
По мнению суда, нарушение правил, связанное с несоблюдением минимально допустимого расстояния от пасеки до жилого дома, обеспечивающего безопасность населения, создает угрозу причинения вреда здоровью истца в результате укуса пчел, чем препятствует истцу пользоваться принадлежащим ему земельным участком.
В связи с этим суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования Куряева В.А. об обязании Сизова А.И. перенести ульи с пчелосемьями, расположенные на принадлежащем ему земельном участке по адресу: <адрес>, на расстояние не менее 50 метров от жилого <адрес>.
Исковые требования Куряева В.А. об обязании ответчика перенести ульи на расстояние не менее 10 метров от границы земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку как установлено в судебном заседании, ульи расположены на расстоянии более 10 метров от ограждения истца.
Не подлежат удовлетворению также исковые требования Куряева В.А. об обязании ответчика установить сплошной забор высотой не менее 2 метров по границе земельного участка, принадлежащего Сизову А.И., между земельными участками <номер> и <номер> по <адрес>, как не основанные на законе, поскольку в соответствии в приведенными выше нормативными требованиями ограждена должна быть лишь территория пасеки, а не весь земельный участок, на котором она расположена.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Куряева В.А. к Сизову А.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком удовлетворить частично.
Обязать Сизова А.И. перенести ульи с пчелосемьями, расположенные на принадлежащем ему земельном участке по адресу: <адрес>, на расстояние не менее 50 метров от жилого <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Б.А. Голышев