РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2014 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Осиповой Н.Ю.,
при секретаре Павленко Д.А.,
с участием прокурора Пригородного района Свердловской области Черных В.П.,
представителя ответчика ООО «Уралконтракт-НТ» Ахтямовой А.А., действующей на основании доверенности № <адрес>0 от 08.11.2012Ю, достоверной нотариусом Вертлюгиным Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела № по иску прокурора <...> района гор. Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралконтракт-НТ» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Уралконтракт-НТ» об устранении нарушений природоохранного и санитарного законодательства путем возложения на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, <...> км автомобильная дорога «<адрес>»: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; разработать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности; на предприятии провести инвентаризацию отходов производства и потребления; предприятием, как субъекту малого предпринимательства, в Департамент Росприроднадзора по УрФО представить в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год; подтвердить отнесение отходов, образующихся на предприятии к конкретному классу опасности, а также получить свидетельство о классе опасности отходов; составить в установленном порядке паспорта на отходы, образующиеся на предприятии; организовать ведение учета в области обращения с отходами; разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; разработать инструкцию по организации сбора, накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп; назначить лицо, ответственное за обращение с указанными отходами.
В обоснование исковых требований прокурором указано следующее. Во исполнение задания прокуратуры области № от 27.12.2013, п. 6.1 Решения межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Уральского федерального округа от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по обеспечению законности и противодействию преступности в сфере топливно-энергетического комплекса в Уральском федеральном округе» прокуратурой Пригородного района проведена проверка исполнения указанного законодательства в деятельности ООО «Уралконтракт-НТ», при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, <...> км автомобильная дорога «<адрес>
В ходе проверки установлено, что при эксплуатации указанной автозаправочной станции допускаются нарушения Федерального законодательства № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», а именно: на предприятие не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработаны и несогласованны с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; не разработаны мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности.
Кроме того, на предприятии не проведена инвентаризация отходов производства и потребления; предприятием, как субъектом малого предпринимательства, в Департамент Росприроднадзора по УрФО не представлена в уведомительном порядке отчетность об образовании, представлена в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год; не подтверждено отнесение отходов, образующихся на предприятии к конкретному классу опасности, отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов; не составлены в установленном порядке паспорта на отходы, образующиеся на предприятии; не ведется учет в области обращения с отходами; не разработан и не согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; не разработана инструкция по организации сбора, накопления отработанных ртутьсодержащих ламп; не назначено лицо, ответственное за обращение с указанными отходами.
Частью 1 статьей 34 данного Закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 статьи 22 Закона предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 23 Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 1 статьи 67 Закона предусмотрено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу ч. 1 ст. 19 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 26 Закона, порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Кроме того, пунктом 2.1.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Пунктом 2.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10", предусмотрено, что уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года - полив территории, в зимнее время -антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).
Согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается: хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух, а также захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Эксплуатацию указанной автозаправочной станции осуществляет ООО «Уралконтакт-НТ», в связи с чем, функции по организации мероприятий по сбору мусора, очистке территории от твердых бытовых отходов, организации работы в сфере охраны окружающей природной среды возложены на указанное предприятие.
Учитывая изложенное, деятельность указанного предприятия нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека.
В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются, вышей ценностью государства.
Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ, права, свободы граждан являются непосредственно действующим. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Невыполнение ООО «Уралконтракт-НТ» требований указанного выше действующего федерального законодательства об охране окружающей природной среды нарушает права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Автозаправочная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <...> автомобильная дорога «<...>», является местом с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (граждане, состав и количество которых постоянно меняется, работники предприятия), в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Пригородного района Свердловской области Черных В.П.., исковые требования, основание и предмет иска поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Уралконтракт-НТ» Ахтямова В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме.
После исследования письменных материалов дела, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит действующему законодательству (Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Применительно к положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании п. 3 ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер.
Руководствуясь ст.ст. 12, 173, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Уралконтракт-НТ» (ОГРН 1026621380563) в срок до ДД.ММ.ГГГГ на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, <...> км автомобильная дорога <адрес>»: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; разработать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности; на предприятии провести инвентаризацию отходов производства и потребления; предприятием, как субъекту малого предпринимательства, в Департамент Росприроднадзора по УрФО представить в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год; подтвердить отнесение отходов, образующихся на предприятии к конкретному классу опасности, а также получить свидетельство о классе опасности отходов; составить в установленном порядке паспорта на отходы, образующиеся на предприятии; организовать ведение учета в области обращения с отходами; разработать и согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; разработать инструкцию по организации сбора, накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп; назначить лицо, ответственное за обращение с указанными отходами.
Взыскать собществаограниченной ответственностью «Уралконтракт-НТ» (ОГРН 1026621380563) государственную пошлину в размере <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -подпись
Копия верна. Судья- Н.Ю. Осипова