Дело № 2-904/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04.06.2015года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнеева Р.Н.,
с участием помощника прокурора Варейкина С.Г.,
при секретаре Ушамовой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к Главе Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании Главы Администрации МР <адрес> РБ по согласованию с ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ определить на территории сельского поселения Знаменский сельсовет муниципального района <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил обязать Главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по согласованию с ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ определить места на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ, на которых будут отбываться осужденными исправительные работы и объекты, на которых они отбываются
В судебном заседании помощник прокурора Варейкин С.Г. просил исковые требования удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального района <адрес> РБ - Тимирбаева З.Р. в своем заявлении в суд просила в иске Белебеевскому межрайонному прокурору РБ отказать, мотивируя тем, что содержание Федерального закона и Закона субъекта о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления определено п. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно закрепление прав и обязанностей органа местного самоуправления в рамках переданных государственных полномочий, отражается финансовая сторона переданных полномочий, наименование органа местного самоуправления и др.. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. На практике применение ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ по возложению обязанностей на органы местного самоуправления определять места отбывания наказания в виде исправительных работ, порождает неопределенность в решении данного вопроса. У органов местного самоуправления, к числу которых относится и муниципальный район <адрес> РБ, отсутствует установленная законом обязанность выполнять переданные федеральными законом отдельные государственные полномочия - определять осужденным места наказания в виде исправительных работ. Администрация не может обязывать предприятия и организации резервировать рабочие места, так как это будет вмешательством в хозяйственную деятельность предприятий, что противоречит нормам трудового законодательства.
Представитель Филиала по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ иск поддержал и просил удовлетворить.
Выслушав помощника прокурора Варейкина С.Г., представителя Филиала по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ, изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Судом установлено, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения <адрес> сельсовет MP <адрес> РБ в ДД.ММ.ГГГГ году проживали двое осужденных, которым в соответствии с приговором суда назначено наказание в виде исправительных работ, однако на этой территории до настоящего времени не определены места для отбывания осужденными исправительных работ.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации, уголовное, уголовно - исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу с ч. 2 ст. 2 РФ, уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных.
Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 39 УИК РФ о том, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодателем определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществлено федеральными законами путем прямого указания в статьях 49 и 50 УК РФ и ст. ст. 25 и 39 УИК РФ.
Понятия «муниципальный район» и «городской округ» даны в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ней прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено
Следовательно, федеральный закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На основании изложенного, суд считает, что места отбывания на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> РБ наказания в виде исправительных работ должны определяться Администрацией муниципального района <адрес> РБ.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 43 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт - это в том числе решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с п.п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 392 УПК РФ, вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие в сельском поселении <адрес> сельсовет MP <адрес> РБ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, определенных в установленном порядке органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, нарушают интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного наказания и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.
Возложение на Главу Администрации муниципального района <адрес> РБ в соответствии с ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ обязанности определить места для отбывания исправительных работ, а также объекты, на которых они будут отбываться, отвечает интересам Российской Федерации на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, предоставляет федеральной службе исполнения наказаний возможность надлежащим образом исполнять свои полномочия, отвечает целям уголовного наказания и задачам уголовно-исполнительного законодательства, а также защищает права, свободы и законные интересы осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.
Доводы Администрации муниципального района <адрес> РБ, что у органов местного самоуправления, к числу которых относится и муниципальный район <адрес> РБ, отсутствует установленная законом обязанность выполнять переданные федеральными законом отдельные государственные полномочия - определять осужденным места наказания в виде исправительных работ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ законными и обоснованными. Поэтому суд обязывает Главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по согласованию с Филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ определить на территории сельского поселения Знаменский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198,199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к Главе Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании Главы Администрации МР <адрес> РБ по согласованию с ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ определить на территории сельского поселения Знаменский сельсовет муниципального района <адрес> РБ места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются, удовлетворить.
Обязать Главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по согласованию с Филиалом по <адрес> и <адрес> ФКУ УИИ ГУФСИН России по РБ, определить на территории сельского поселения Знаменский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Р.Н. Зайнеев