2-6993/27-2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2013 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Долгих Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа, Алиханову Д.М., Обществу с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Балтийский щит» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа, прилегающей к недостроенному кирпичному дому по ул. Береговой, находится несанкционированная свалка Указанная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном в аренду Алиханову Д.М. согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Согласно договору аренды арендатор обязан осуществить комплекс мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка, а также прилегающей территории (п. ДД.ММ.ГГГГ договора). Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа, Алиханов Д.М. Ссылаясь на ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ», ст.ст. 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Алиханова Д.М. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 10:01:02 01 01:16 в районе недостроенного кирпичного дома по ул. Береговой.
Определением суда от 13 сентября 2013 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит».
Представитель Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании Миронова Д.Ю. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петрозаводского городского округа органом местного самоуправления реализуются посредством создания, функционирования и деятельности МУП «Автоспецтранс», в связи с чем, каждая организация на территории округа в ходе деятельности которой возникают производственные отходы, обязана предпринять меры по их утилизации посредством заключения договора с МУП «Автоспецтранс». Кроме того, указал, что арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:01:02 01 01:16, согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит». Пунктом ДД.ММ.ГГГГ. указанного договора установлена обязанность арендатора по осуществлению комплекса мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка и прилегающей территории в соответствии со схематической картой уборки территории. Неисполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей по надлежащей утилизации отходов при наличии и создании органами местного самоуправления условий для этого не может определять действие или бездействие Администрации Петрозаводского городского округа как незаконное. Указывает, что Администрация Петрозаводского городского округа не является надлежащим ответчиком по данному делу. На основании изложенного просит в иске отказать.
Представитель ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит» в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Алиханов Д.М. в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещался. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в установленном порядке законом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № права в отношении данного земельного участка переданы им ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит».
Суд, заслушав представителя Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).
В судебном заседании установлено, что 25.06.2013 года Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа, прилегающей к недостроенному кирпичному дому по ул. Береговой, находится несанкционированная свалка Указанная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном в аренду Алиханову Д.М. согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит» и Алихановым Д.М. права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером № переданы ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит». Срок действия договора аренды установлен по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ договора установлена обязанность арендатора осуществлять комплекс мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка, а также уборке прилегающей территории, предусмотренных Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 года № 26/41-813, в соответствии со схематической картой уборки территории. Не допускать на арендуемом земельном участке действий, которые могут повлечь ухудшение экологической обстановке.
Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 года № 26/41-813, организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с ч. 3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Статья 6.1 Правил устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества.
Пунктом 2 ст. 5 Правил предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных п.п. 9, 10, 13, 15, 16, 17 ст. 5, п. 6 ст. 21 настоящих Правил.
В соответствии с п. 17 ст.5 Правил уборку принадлежащих на праве собственности или ином праве организациям и физическим лицам земельных участков и прилегающей к ним тридцатиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий, строений, сооружений), если иное не предусмотрено настоящими Правилами, и подъездов к ним производят указанные организации и физические лица или уполномоченные ими лица.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель. В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Согласно договору аренды арендатор обязан осуществить комплекс мероприятий по благоустройству и уборке земельного участка, а также прилегающей территории (п.ДД.ММ.ГГГГ договора).
Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа, ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит».
Суд не принимает во внимание доводы представителя Администрации Петрозаводского городского округа, изложенные в письменном отзыве, поскольку анализ вышеприведенного законодательства, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должна быть возложена, в том числе и на Администрацию Петрозаводского городского округа. Способы устранения выявленного правонарушения находятся в компетенции данного ответчика.
Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах на основании ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, следует обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, ООО «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на земельном участке с кадастровым номером № в районе недостроенного кирпичного дома по ул. Береговой.
В иске к Алиханову Д.М. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Балтийский щит» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа на земельном участке с кадастровым номером № в районе недостроенного кирпичного дома по ул. Береговой.
В иске к Алиханову Д.М. отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма «Балтийский Щит» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2013 года