Дело № 2-9931/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Петрозаводского городского округа к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в суд с иском к УФССП России по Республике Карелия по тем основаниям, что на исполнении в отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом РК по гражданскому делу №, об обязании администрации Петрозаводского городского округа провести капитальный ремонт жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного листа. Истец указывает, что для выполнения работ по капитальному ремонту жилого <адрес> необходимо провести мероприятия по подготовке проектной документации путём организации размещения муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с большим объёмом работ, ограниченным объёмом финансирования на 2014 год по статье «капитальный ремонт жилищного фонда» и необходимостью разработки проектной документации данный объект будет включен в план капитального ремонта жилищного фонда на 2015 год. Ссылаясь на ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просит суд с учётом степени вины должника уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, на 25%, то есть с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Истец администрация Петрозаводского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Ответчик УФССП России по Республике Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по РК ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленных суду возражениях на исковое заявление указала на отсутствие оснований для снижения размера исполнительского сбора, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы исполнительного производства №, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» после возбуждения исполнительного производства должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, который не может превышать 5 дней.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство №, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом РК в соответствии с судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 к администрации Петрозаводского городского округа об обязании произвести капитальный ремонт дома. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней.
В связи с тем, что в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, в добровольном порядке не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, исполнительного производства.
В соответствии с ч.ч.6, 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Анализ изложенных норм права позволяет сделать вывод о том, что законодатель не устанавливает закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и относит установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, размер исполнительского сбора как штрафного взыскания должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При постановлении решения суд принимает во внимание приведённые истцом доводы о том, что администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением. В силу своего положения должник несёт на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования. Для выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, необходимо проведение мероприятий по подготовке проектной документации, обеспечение финансирования.
Доводы представителя третьего лица о необоснованности заявленного иска в представленном отзыве не опровергают установленные судом по делу обстоятельства, так как истец не заявлял требования о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, не просил полностью освободить от уплаты исполнительского сбора.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание принцип справедливости и соразмерности санкции характеру допущенного нарушения, размер причинённого вреда, степень вины должника, суд полагает возможным уменьшить администрации Петрозаводского городского округа в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер исполнительского сбора на одну четверть до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации Петрозаводского городского округа на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2014 года