Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-10276/2016 от 25.03.2016

Судья – Мордовина С.Н. дело <...>–10276/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2016 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.,

судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,

по докладу судьи краевого суда Борисихиной С.А.,

при секретаре Марченко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании за лицом, оставшимся без попечения родителей, права на обеспечение его жилым помещением и возложения обязанности на ответчиков включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, по апелляционной жалобе П. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 19 февраля 2016 года,

установила:

П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании за лицом, оставшимся без попечения родителей, права на обеспечение его жилым помещением. В обоснование требований указала, что она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако права на жилье за ней не были закреплены. Просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением как лица, относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обратившегося до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, с датой первоначального учета – 22 ноября 2012 года.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель по доверенности Бегляк С.В. настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации муниципального образования города Краснодар Малов А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, просил в иске отказать.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар Степаненко В.Я., действующий на основании доверенности, также возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 19 февраля 2016 года Поповой О.А. отказано в удовлетворении её требований.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе П. просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования. В обоснование жалобы указала, что с 6 лет осталась без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении до совершеннолетия, в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на обеспечение жилыми помещениями до фактического обеспечения жилым помещением.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец П. и её представитель по доверенности Бегляк С.В. просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Тлеуж Р.Ш. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчиков – администрации муниципального образования города Краснодар, Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства от них не поступало.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки сторон не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.

Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, П. (ранее О.) родилась <...> в <...>. В свидетельстве о рождении истца родителями записаны: отец – О., мать – О.. Сведений о том, что родители П. лишены родительских прав, пропали без вести или умерли, в материалах дела не имеется.

С 28 ноября 2008 года до 02 августа 2013 года П. была зарегистрирована по адресу: <...>.

25 марта 2016 года истец зарегистрирована в <...>.

Из справки Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар <...> от <...> следует, что о первичном выявлении П. в возрасте до 18 лет как ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории муниципального образования город Краснодар, Управление не располагает. По документам, имеющимся у истца, местом первичного выявления ее как ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет является <...>.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Краснодара от 05 октября 2015 года П. признана лицом, оставшимся без попечения родителей в период несовершеннолетнего возраста, по состоянию на 06 февраля 1995 года.

В 2015 году П. впервые обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с просьбой о предоставлении информации по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования город Краснодар.

Письмом Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар от 12 ноября 2015 года истцу разъяснено, что до настоящего времени она в установленном порядке с заявлением о включении в список в уполномоченный орган администрации муниципального образования город Краснодар не обращалась. П. разъяснено, что, при наличии оснований, она вправе в установленном порядке обратиться в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о включении в список и необходимыми документами, представив при этом вступившее в законную силу решение суда о признании за ней права на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 гола № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона.

На основании статьи 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Частью 1 статьи 7 названного Закона Краснодарского края установлено, что формирование списка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края, а частью 9 статьи 7 установлен перечень документов, предоставляемых гражданином для включения в список. Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список.

Заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Согласно части 8 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции обоснованно учел, что П. достигла возраста 23 лет 06 февраля 2000 года, за весь период времени она с заявлением о включении в список в уполномоченный орган местного самоуправления не обращалась, ей пропущен срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории граждан, при этом доказательств уважительности причин пропуска данного срока истцом не представлено.

Судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения обоснованно принято во внимание, что действующее правовое регулирование содержит механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего права на предоставление жилого помещения, а с учетом правовой позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенной в обзорах судебной практики от 29 апреля 2014 года и от 19 марта 2014 года, о недопустимости разрешения вопросов, не входящих в полномочия судебных органов и относящихся к исключительной компетенции других органов, сделан правильный вывод об отказе в заявленных требованиях.

Доводы истца о сохранении за ней права на обеспечение жилыми помещениями со ссылкой на нормы федеральных законов от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном толковании норм права.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10276/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Попова Ольга Анатольевна
Ответчики
АМО г. Краснодар
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Санникова (Борисихина) Светлана Александровна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
29.03.2016Передача дела судье
26.04.2016Судебное заседание
11.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее