УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Родина
Н.Ю. Дело №12-43/2022 (12-406/2021)
73RS0008-02-2021-000413-36
РЕШЕНИЕ
город Ульяновск
27 января 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе Харитонова Дмитрия Александровича на
постановление судьи Инзенского районного суда
Ульяновской области от 2 ноября 2021 года,
установил:
постановлением судьи
Инзенского районного суда Ульяновской области от
02.11.2021 Харитонову Д.А. назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 1 000 рублей по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Харитонов Д.А. не соглашается с
вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене, производство
по делу прекращению, в связи с отсутствием события вмененного правонарушения.
В обоснование жалобы
указывает на то, что Указом Губернатора Ульяновской области не конкретизирован
субъект, которому предписываются определенные правила поведения. Кроме того, не
указано где именно и каким образом необходимо носить средства индивидуальной
защиты. То есть, не определен субъект и объективная сторона правонарушения.
Указ Губернатора
Ульяновской области к Федеральному закону не относится и не может ограничивать
права и свободы граждан. Губернатор Ульяновской области не уполномочен издавать
обязательные правила поведения в форме Указа. Не предусмотренный полномочиями
нормативный акт не имеет юридической силы и не подлежит применению.
Кроме того, в Указе
Губернатора Ульяновской области отсутствует подпись, имеется лишь печать
Правительства Ульяновской области. Неподписанные законы и правовые акты не
являются источником права и применению не подлежат. В нарушение правовых норм,
средства индивидуальной защиты органов дыхания сотрудниками магазина
представлены не были.
Ссылка в
постановлении суда на ГОСТ 12.4.293-2015 неправомерна, поскольку указанные
категории масок предназначены для защиты органов дыхания от грязи и пыли, иных
вредных для органов дыхания веществ, при производстве работ.
Таким образом, судом
применен закон, не подлежащий применению. В протоколе об административном
правонарушении отсутствуют указания на наличие свидетелей и разъяснение ему
прав.
Приведенные нормы
права являются императивными и расширительному толкованию не подлежат.
Свидетельские показания не соответствуют обязательным требованиям
законодательства. Непосредственно в судебном заседании свидетели допрошены не
были.
В нарушение
процессуальных норм, должностным лицом при составлении протокола об
административном правонарушении не были разъяснены лицу, привлекаемому к
административной ответственности права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
Полагает, что
показания свидетеля С*** Н.А. не могут быть приняты во внимание, поскольку
указанное лицо является заинтересованным в исходе дела. Таким образом, протокол
об административном правонарушении не может являться надлежащим доказательством
по делу об административном правонарушении.
Подробно позиция
Харитонова Д.А. изложена в жалобе. Одновременно заявлено ходатайство о
восстановлении срока на обжалование.
Изучив доводы
ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части,
касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок для подачи
жалобы подлежит восстановлению.
В судебное заседание
Харитонов Д.А. не явился, извещался, в связи с чем полагаю возможным
рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ
в полном объеме полагаю, что вмененное Харитонову Д.А. деяние верно
квалифицировано по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении
режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза
возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за
исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП
РФ.
В соответствии со
ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не
осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на
охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правительство
Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и
организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации (пп.«а.2» п.«а»
ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417
(далее - Правила).
Правила
предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на
территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации,
граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие
угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять
действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,
санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории,
на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п.п.«б» п.3,
п.п.«в», «г» п.4 Правил).
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии
с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и
организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на
территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут предусматривать
дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, п.п.«а», «у», «ф»
ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Во исполнение
приведенных выше положений законодательства Российской Федерации 12.03.2020
Губернатором Ульяновской области принят Указ №19 «О введении режима повышенной
готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и
организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (с
изменениями и дополнениями (далее Указ №19).
Подпунктом 5.6 п.5
Указа №19, в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемого Харитонову
Д.А. правонарушения, установлена обязанность носить средства индивидуальной
защиты органов дыхания в местах приобретения товаров, выполнения работ,
оказания услуг, иных общественных местах, в том числе на парковках и в лифтах,
а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, и
железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее -
транспорт общего пользования) и перчатки в местах приобретения товаров, при
пользовании транспортом общего пользования.
Материалами дела об
административном правонарушении установлено, что 23.08.2021 в 10 часов 40 минут
по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул.Тухачевского, д.17 в ТЦ «Победа»
Харитонов Д.А. находился в объекте торговли без использования средств
индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и перчаток, тем самым допустил
нарушение п.п.5.6 п.5 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19
«О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для
исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима
повышенной готовности».
Указанные
обстоятельства послужили основанием для привлечения Харитонова Д.А. к
административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Данные
обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств,
достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценка данным
доказательствам дана судом первой инстанции с учетом положений ст.26.11 КоАП РФ.
Указ Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 №19 является действующим нормативно-правовым
актом и его нарушение обоснованно вменено Харитонову Д.А.
Доводы о том, что
при составлении протокола об административном правонарушении Харитонову Д.А. не
были разъяснены положения ст.25.1 КоАП РФ и ст.51
Конституции РФ, опровергаются показаниями свидетеля С*** Н.А., опрошенного в
районном суде.
Кроме того, из
объяснений Харитонова Д.А. от 23.08.2021 следует, что ст.51 Конституции ему
разъяснена, что подтверждается его подписью (л.д.5). При рассмотрении дела Харитонову Д.А. также были разъяснены
положения ст.25.1 КоАП РФ, что подтверждается
протоколом судебного заседания от 28.09.2021 (л.д.154).
Довод заявителя
жалобы о том, что сотрудник полиции является заинтересованным в исходе дела
лицом, вследствие чего его объяснения нельзя признать допустимым
доказательством, отклоняется, так как данное лицо действует в пределах своих
служебных полномочий по выявлению и пресечению административных правонарушений,
в силу чего личной заинтересованности не усматривается.
Иные доводы жалоб
направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного постановления.
Наказание Харитонову
Д.А. назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.20.6.1 КоАП
РФ, с учетом обстоятельств дела, сумма административного штрафа была определена
в минимальном размере административного штрафа, установленного санкцией ч.1
ст.20.6.1 КоАП РФ.
Допущенное нарушение
посягает на общественные отношения в области обеспечения общественной
безопасности, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или
устранения угрозы для жизни, здоровья людей, в связи с чем оснований для
снижения административного штрафа, либо для вывода о малозначительности не
имеется. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем имеются
основания для изменения постановления судьи.
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения
обжалуемого постановления послужили изложенные в протоколе об административном
правонарушении выводы о том, что Харитонов Д.А. находился на объекте торговли
без средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток, не выполнив тем
самым правила поведения при введении режима повышенной готовности на
территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий
положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную
силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное
правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого
постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указом Губернатора
Ульяновской области от 30.08.2021 №83 «О внесении изменений в Указ Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 №19» исключена обязанность носить перчатки в
местах приобретения товаров и при пользовании транспортом общего пользования.
При таких
обстоятельствах по настоящему делу подлежат применению положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, в связи с чем из объема вины Харитонова Д.А.
подлежат исключению выводы о нарушении им пп.5.6 п.5 Указа Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 №19 в части отсутствия перчаток в местах
приобретения товаров.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░
2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 5.6 ░░░░░░
5 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №19 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░
░.░. ░░░░░░░