Дело № 2-1797/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 9 ноября 2012 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Зинакаевой Е.А.,
представителя ответчика Кручко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловская железная дорога» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства на объекте сооружения гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Свердловская железная дорога о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства «О гражданской обороне» по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу г. Пермь ..., ....
Требование мотивированно тем, что в период с ... по ... Пермской транспортной прокуратурой совместно со специалистами Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю проведена проверка исполнения законодательства о сохранности защитных сооружений гражданской обороны находящихся на балансе Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». В ходе проверки установлено, что убежище 2 класса защиты ..., расположенное по адресу г. Пермь ..., ..., принятое в эксплуатацию в ... году и являющееся защитным сооружением гражданской обороны (далее ЗС ГО) эксплуатируется с нарушениями требований ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от ... № ..., Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ... № ... (далее Правил), Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от ... № ..., а именно:
в нарушение п.6.2.1 Правил отсутствует знак обозначения ЗС, п. 6.2.2 на внутреннем оборудовании ЗС отсутствует маркировка;
в нарушение п. 3.2.11 Правил имеющиеся инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению;
в нарушение п. 3.2.12 Правил текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются;
в нарушение п.5.1.1 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем не проводится;
в ЗС не проведен капитальный ремонт, не восстановлены и не заменены разрушенные и изношенные конструктивнее элементы, чем нарушается п.5.2.1 Правил;
элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (ставня вентиляционной шахты) не окрашены в серый цвет п. 3.2.10 Правил;
помещение ЗС ГО имеет повышенную влажность п. 3.2.7 Правил;
не поддерживается температура воздуха в зимнее время не ниже + 10 °С п. 3.2.19 правил.
Кроме того, ЗС ГО не обеспечивается выполнение противопожарного режима ЗС ГО, чем нарушаются требования п.3.5.1 правил, а именно п. 60 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), внутри ЗС ГО допускается эксплуатация электропроводов с поврежденной изоляцией, светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), электронагревательных приборов (обогреватели), не имеющими тепловой защиты.
В судебном заседании представитель истца настаивала на исковых требованиях по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что согласно паспорту, имеющемуся у ОАО «РЖД» указанный объект не является защитным сооружением, истцом не представлено решение органами государственной власти о создании объекта гражданской обороны в мирное время. В случае удовлетворения требований просила предоставить срок для устранения данных нарушений не менее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Третье лицо - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по пермскому краю в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежаще, в отзыве указало, что требования транспортного прокурора являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, управление извещалось надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 13 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В судебном заседании установлено, что встроенное убежище (противорадиационного укрытия) ..., расположенное по адресу: ..., ..., принятое в эксплуатацию в ... году и являющееся защитным сооружением гражданской обороны находится на балансе Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом убежища (л.д.11-12).
В соответствии с п. 1.3-1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, настоящие правила разработаны на основании Федеральных законов: Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и 196-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1, 2), "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3585), Постановлений Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29 ноября 1999 г. N 1309 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000), "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" от 23 апреля 1994 г. N 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 94).
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Схемы организации группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО приведены в приложении N 1.
Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении N 2. Предусматривается оснащение ЗС ГО организаций аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых согласно приложению N 3. При наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО врача дополнительно комплектуется набор врачебный, а при наличии фельдшера - набор фельдшерский. В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО (начальник гражданской обороны) организаций, на учете которых они находятся. В обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Также судом установлено, что вышеуказанный объект эксплуатируется с нарушениями требований ФЗ «О гражданской обороне». Как следует из справки о выявленных нарушениях при проведении совместных с Пермской транспортной прокуратурой проверок исполнения федерального законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (л.д.16-18) в защитном сооружении выявлены следующие недостатки:
в нарушение п.6.2.1 Правил отсутствует знак обозначения ЗС, п. 6.2.2 на внутреннем оборудовании ЗС отсутствует маркировка;
в нарушение п. 3.2.11 Правил имеющиеся инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению;
в нарушение п. 3.2.12 Правил текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются;
в нарушение п.5.1.1 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем не проводится;
в ЗС не проведен капитальный ремонт, не восстановлены и не заменены разрушенные и изношенные конструктивнее элементы, чем нарушается п.5.2.1 Правил;
элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (ставня вентиляционной шахты) не окрашены в серый цвет п. 3.2.10 Правил;
помещение ЗС ГО имеет повышенную влажность п. 3.2.7 Правил;
не поддерживается температура воздуха в зимнее время не ниже + 10 °С п. 3.2.19 правил.
Кроме того, ЗС ГО не обеспечивается выполнение противопожарного режима ЗС ГО, чем нарушаются требования п.3.5.1 правил, а именно п. 60 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), внутри ЗС ГО допускается эксплуатация электропроводов с поврежденной изоляцией, светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), электронагревательных приборов (обогреватели), не имеющими тепловой защиты.
Факт наличия указанных недостатков представителем ОАО «Российский железные дороги не оспаривался.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности по устранению указанных нарушений законодательства при эксплуатации защитного сооружения.
Доводы представителя ответчика о том, что указанный объект не является защитным сооружением нельзя признать обоснованными, поскольку истцом представлен соответствующий паспорт убежища, согласно отзыва Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, указанное сооружение является убежищем, состоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
То обстоятельство, что у ОАО «Российские железные дороги» имеется иной паспорт сооружения, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку из представленного паспорта ОАО «РЖД» также следует, что объект является убежищем, а кроме того он является внутренним документом, что не оспаривалось представителем ответчика.
Ссылка представителя ответчика на то, что истцом не представлено решение о создании объекта гражданской обороны в нарушение п.п. 7,8 постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» не может быть принята во внимание, поскольку настоящее сооружение принято в эксплуатацию в ... году, а указанное постановление принято в 1999 году.
Учитывая, что в паспорте убежища указан его адрес г. Пермь, ..., представитель ответчика не отрицала о наличии одного такого убежища по указанному адресу, суд считает необходимым указать адрес защитного сооружения согласно его паспорту.
Помимо этого, возлагая на ответчика данную обязанность, суд находит в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ целесообразным и разумным установить срок для устранения указанного нарушения законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловская железная дорога» удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Свердловская железная дорога» обязанность по устранению нарушений требований законодательства по содержанию защитного сооружения гражданской обороны (убежища) ..., расположенного по адресу ..., ..., в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
нанести установленный знак обозначения ЗС ГО на видном месте при входе в убежище;
провести ремонт инженерно-технического оборудования ЗС ГО, привести его в исправное состояние;
провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем;
окрасить элементы инженерных систем в соответствии с п. 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
провести капитальный ремонт, в процессе которого восстановить, заменить разрушенные и изношенные конструктивные элементы;
поддерживать температуру воздуха в зимнее время не ниже +10 ?С;
заменить электропровода, не допускать их использование с поврежденной изоляцией;
установить плафоны на электросветильники;
установить устройства тепловой защиты на электрообогреватели.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 16 ноября 2012 года)
Судья: подпись
<.....>. Судья Катаев О.Б.