Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-503/2020 (2а-5605/2019;) ~ М-5287/2019 от 05.12.2019

Дело 2а-503/2020 (2а-5605/2019)

УИД 36RS0004-01-2019-006358-40

3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                              Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                           Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району                     г. Воронежа к Шепелеву Илье Дмитриевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шепелеву И.Д. о взыскании недоимки по транспортному налогу за                2017 год в размере 63 900 руб., указав в обоснование заявленных административных исковых требований, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог.

Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> административный ответчик в 2017 г. являлся собственником транспортного средства: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак , марка/модель: Джип GRAND CHEROKEE SRT, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 г. на сумму                         63 900 руб.: налоговый период: 12 месяцев 2017 г., налоговая база 426 л.с., налоговая ставка               150 руб./л.с. Таким образом, размер транспортного налога составил: 150 руб. * 426 л.с. =                  63 900 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 г. № 39214588, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно по транспортному налогу в установленный законодательством срок, не позднее 03.12.2018 г.

В установленный законом срок налоговое обязательство исполнено не было, в связи с чем, в соответствии с п. 1, 2 ст.ст. 69,75 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование № 1138 по состоянию на 29.01.2019 г., в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а так же об обязанности уплатить в установленный срок до 12 марта 2019 г. неуплаченную сумму налога в размере 63 900 руб.

В отношении Шепелева И.Д. мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ № 2а-1176/19 от 05.08.2019 г. о взыскании в пользу налогового органа задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере                           63 900 рублей. Мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области 14.10.2019 г. по заявлению должника судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании 02.03.2020 г. объявлялся перерыв до 12.03.2020 г. и 12.03.2020 г. в течение рабочего дня.

О судебном заседании 02.03.2020 г. административный ответчик Шепелев И.Д. судом надлежащим образом извещен, после перерыва в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный истец ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о судебном заседании 12.03.2020 г. надлежащим образом извещены, что подтверждается распиской об отложении рассмотрения дела, явку своего представителя после перерыва в судебном заседании не обеспечили.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах административного дела имеются надлежащие доказательства о том, что административный истец о рассмотрении дела судом надлежащим образом извещен, в связи с чем, меры по получению информации о дальнейшем движении дела должны предприниматься им самостоятельно.

С учетом изложенного, а также положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает дело подлежащим рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, материалы дела Арбитражного суда Воронежской области № А14-15164/2015, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Как указано в административном иске и следует из пояснений представителя административного истца, в 2017 г. Шепелев И.Д. являлся собственником транспортного средства: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак марка/модель: Джип GRAND CHEROKEE SRT, дата постановки на учет 03.06.2011 г.

Как установлено материалами дела, в производстве Арбитражного суда Воронежской области находилось дело № А14-15164/2015 по заявлению Захарова О.И. о признании несостоятельным (банкротом) Шепелева И.Д. Определением Арбитражного суда от 23.05.2018 г. утверждено мировое соглашение и прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Так, согласно представленной Коминтерновским РОСП г. Воронежа в материалы данного дела справки по исполнительному производству № 22078/15/36035-ИП, согласно сведений УГИБДД по Воронежской области за должником (Шепелевым И.Д.) зарегистрированы автотранспортные средства, на основании чего, 31.03.2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о наложении запрета на регистрационные действия в отношении автотранспортных средств должника. 07.04.2015 г. транспортное средство Джип GRAND CHEROKEE SRT было арестовано судебным приставом, отправлено на оценку, после чего передано на торги. Указанное подтверждается также имеющейся в материалах дела о банкротстве сводкой Коминтерновского РОСП г. Воронежа по исполнительному производству.

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, в случае наличия запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходи к выводу, что начиная с 07.04.2015 г. административный ответчик утратил возможность снять транспортное средство с регистрационного учета.

Согласно статье 38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Однако, подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета либо прекратить его регистрацию.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

Таким образом, факт государственной регистрации транспортного средства не может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства. И если данные действия не осуществлены, следует проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как было выше указано судом, в соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от                 25 сентября 2014 г. № 2015-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г.                  № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Согласно части 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001                         «О порядке регистрации транспортных средств» (действующих в период возникновения спорных правоотношений) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Вносить или нет изменения в регистрационный учет, налогоплательщик решает самостоятельно, однако не использование им возможности прекращения учета не является основанием для его освобождения от уплаты налога за тот период времени, когда транспортное средство было за ним зарегистрировано.

Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Материалами дела подтверждено наличие объективных препятствий у Шепелева И.Д. для своевременного прекращения регистрации транспортного средства в установленном законом порядке, ввиду наложенного судебным приставом – исполнителем запрета на совершение регистрационных действий. Транспортное средство снято с учета 19.01.2018 г.

Таким образом, поскольку по настоящему делу достоверно установлено, что в спорный период автомобиль из владения административного ответчика фактически выбыл, снять автомобиль с регистрационного учета в органах ГИБДД либо прекратить регистрацию возможности не имелось по объективным причинам, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2017 год.

Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 25.10.2019 г. № БС-4-21/21862@ «Об исчислении транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства или реализации арестованного транспортного средства в рамках исполнительного, при производства до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем», согласно которого, при указанных обстоятельствах, в целях предотвращения необоснованного возникновения судебных споров, налоговым органам рекомендовано решать вопрос о прекращении исчисления налога.

С учетом изложенного суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Шепелеву Илье Дмитриевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято в установленные десять рабочих дней 20 марта                2020 года.

Дело 2а-503/2020 (2а-5605/2019)

УИД 36RS0004-01-2019-006358-40

3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                              Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                           Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району                     г. Воронежа к Шепелеву Илье Дмитриевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шепелеву И.Д. о взыскании недоимки по транспортному налогу за                2017 год в размере 63 900 руб., указав в обоснование заявленных административных исковых требований, что лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, обязаны уплачивать транспортный налог.

Согласно сведениям УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> административный ответчик в 2017 г. являлся собственником транспортного средства: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак , марка/модель: Джип GRAND CHEROKEE SRT, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2017 г. на сумму                         63 900 руб.: налоговый период: 12 месяцев 2017 г., налоговая база 426 л.с., налоговая ставка               150 руб./л.с. Таким образом, размер транспортного налога составил: 150 руб. * 426 л.с. =                  63 900 руб.

Должнику было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 г. № 39214588, в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму задолженности по налогам, а именно по транспортному налогу в установленный законодательством срок, не позднее 03.12.2018 г.

В установленный законом срок налоговое обязательство исполнено не было, в связи с чем, в соответствии с п. 1, 2 ст.ст. 69,75 НК РФ налогоплательщику налоговым органом было направлено требование № 1138 по состоянию на 29.01.2019 г., в котором содержались сведения о неуплаченной сумме транспортного налога, а так же об обязанности уплатить в установленный срок до 12 марта 2019 г. неуплаченную сумму налога в размере 63 900 руб.

В отношении Шепелева И.Д. мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ № 2а-1176/19 от 05.08.2019 г. о взыскании в пользу налогового органа задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере                           63 900 рублей. Мировым судьей судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области 14.10.2019 г. по заявлению должника судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании 02.03.2020 г. объявлялся перерыв до 12.03.2020 г. и 12.03.2020 г. в течение рабочего дня.

О судебном заседании 02.03.2020 г. административный ответчик Шепелев И.Д. судом надлежащим образом извещен, после перерыва в судебное заседание не явился, ранее в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный истец ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о судебном заседании 12.03.2020 г. надлежащим образом извещены, что подтверждается распиской об отложении рассмотрения дела, явку своего представителя после перерыва в судебном заседании не обеспечили.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Так, в материалах административного дела имеются надлежащие доказательства о том, что административный истец о рассмотрении дела судом надлежащим образом извещен, в связи с чем, меры по получению информации о дальнейшем движении дела должны предприниматься им самостоятельно.

С учетом изложенного, а также положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, суд полагает дело подлежащим рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, материалы дела Арбитражного суда Воронежской области № А14-15164/2015, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Как указано в административном иске и следует из пояснений представителя административного истца, в 2017 г. Шепелев И.Д. являлся собственником транспортного средства: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак марка/модель: Джип GRAND CHEROKEE SRT, дата постановки на учет 03.06.2011 г.

Как установлено материалами дела, в производстве Арбитражного суда Воронежской области находилось дело № А14-15164/2015 по заявлению Захарова О.И. о признании несостоятельным (банкротом) Шепелева И.Д. Определением Арбитражного суда от 23.05.2018 г. утверждено мировое соглашение и прекращено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Так, согласно представленной Коминтерновским РОСП г. Воронежа в материалы данного дела справки по исполнительному производству № 22078/15/36035-ИП, согласно сведений УГИБДД по Воронежской области за должником (Шепелевым И.Д.) зарегистрированы автотранспортные средства, на основании чего, 31.03.2015 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о наложении запрета на регистрационные действия в отношении автотранспортных средств должника. 07.04.2015 г. транспортное средство Джип GRAND CHEROKEE SRT было арестовано судебным приставом, отправлено на оценку, после чего передано на торги. Указанное подтверждается также имеющейся в материалах дела о банкротстве сводкой Коминтерновского РОСП г. Воронежа по исполнительному производству.

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, в случае наличия запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходи к выводу, что начиная с 07.04.2015 г. административный ответчик утратил возможность снять транспортное средство с регистрационного учета.

Согласно статье 38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Таким образом, Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Однако, подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета либо прекратить его регистрацию.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

Таким образом, факт государственной регистрации транспортного средства не может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства. И если данные действия не осуществлены, следует проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как было выше указано судом, в соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от                 25 сентября 2014 г. № 2015-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г.                  № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Согласно части 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001                         «О порядке регистрации транспортных средств» (действующих в период возникновения спорных правоотношений) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Вносить или нет изменения в регистрационный учет, налогоплательщик решает самостоятельно, однако не использование им возможности прекращения учета не является основанием для его освобождения от уплаты налога за тот период времени, когда транспортное средство было за ним зарегистрировано.

Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Материалами дела подтверждено наличие объективных препятствий у Шепелева И.Д. для своевременного прекращения регистрации транспортного средства в установленном законом порядке, ввиду наложенного судебным приставом – исполнителем запрета на совершение регистрационных действий. Транспортное средство снято с учета 19.01.2018 г.

Таким образом, поскольку по настоящему делу достоверно установлено, что в спорный период автомобиль из владения административного ответчика фактически выбыл, снять автомобиль с регистрационного учета в органах ГИБДД либо прекратить регистрацию возможности не имелось по объективным причинам, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2017 год.

Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 25.10.2019 г. № БС-4-21/21862@ «Об исчислении транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства или реализации арестованного транспортного средства в рамках исполнительного, при производства до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем», согласно которого, при указанных обстоятельствах, в целях предотвращения необоснованного возникновения судебных споров, налоговым органам рекомендовано решать вопрос о прекращении исчисления налога.

С учетом изложенного суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа к Шепелеву Илье Дмитриевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято в установленные десять рабочих дней 20 марта                2020 года.

1версия для печати

2а-503/2020 (2а-5605/2019;) ~ М-5287/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Воронежа
Ответчики
Шепелев Илья Дмитриевич
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
05.12.2019Регистрация административного искового заявления
06.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2020Предварительное судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021Дело оформлено
15.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее