Решение по делу № 2-1439/2015 ~ М-1520/2015 от 08.09.2015

Дело № 2-1439/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Гульновой Н.В.,

при секретаре Ворошиловой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

08 октября 2015 года

гражданское дело по иску Кузьменко А.Г. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате действий органов государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Кузьменко А.Г. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате действий органов государственной власти.

Требования мотивирует тем, что является дочерью ФИО3, репрессированного по политическим мотивам 08.12.1938 года ФИО4 по <адрес> к расстрелу. Приговор приведен в исполнение <дата> гола.

На основании ст.ст. 3. 5 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 и решения <адрес> областного суда от <дата> года, её отец реабилитирован.

В соответствии со ст. 1.1. Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 и согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2000 года № 103-О, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, она признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.

Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 устанавливает, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой России, а ст.ст. 52. 53 гласят, что права потерпевшего от злоупотребления властью охраняются законом, и каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностных лиц.

Согласно нормам международною права резолюции 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН и принятой в соответствии с ней «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью», Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ITS № 005, она имеет право па возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями советского периода, поскольку стала жертвой произвола тоталитарного государства, несовместимого с идеей права и справедливости, реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Принимая во внимание нормы ст. 124, п.1 ст.126, п.4 ст.214, ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ, источником возмещения указанных убытков является казна Российской федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Согласно ст. 1071 ГК РФ и Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации.

Не существует каких-либо расчетов, произведенных государством, которые демонстрировали бы, что оно не в состоянии выплатить справедливую компенсацию тому небольшому числу жертв советских политических репрессий, которые остались в живых.

Просит суд взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счёт казны РФ в её пользу компенсацию морального вреда, причиненного в результате действий органов государственной власти в размере <...> рублей.

В судебное заседание истец Кузьменко А.Г. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, в своём письменном заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца Кузьменко А.В., действующий на основании доверенности, требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО14 Анна Григорьевна родилась <дата> года, её родителями являются ФИО15

Отец истца ФИО16 был подвергнут политической репрессии 08.02.1938 года <адрес> к расстрелу. Приговор приведён в исполнение <дата> года. Квалификация содеянного ст.58-10,58-11 УК РСФСР. На основании пункта ст.3, 5 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» и решения <адрес> областного суда от 25.04.1959 года ФИО17. реабилитирован, что подтверждается справкой о реабилитации № <...>

Согласно справки о реабилитации <...>. Кузьменко А.Г. является дочерью ФИО18, репрессированного 08.02.1938 года <адрес> области к расстрелу, реабилитированного 25.04.1959года <адрес> областным судом. В соответствии со ст.1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и определением Конституционного суда РФ от 18.04.2000 №103-О, Кузьменко А.Г., как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.

Исходя из положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», статус жертвы политических репрессий, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки о реабилитации. Таким образом, датой возникновения правоотношений следует считать 16.07.2015г. - день выдачи справки истцу о его реабилитации.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров" разъяснено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч.4ст.15Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" из преамбулы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" было исключено положение о компенсацииморальногоущерба.
Проверяя конституционность указанных нормативно-правовых положений, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование норм закона, как исключающихморальныйвредиз объема, подлежащего возмещению ущерба, не соответствовало бы статьям 52и53Конституции Российской Федерации.

Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе и неимущественноговреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих изстатей 52,53Конституции Российской Федерации.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот - мер социальной поддержки было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессийвреда.
Суд учитывает, то обстоятельство, что ответственность за причинениеморальноговредавпервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с 3 августа 1992 года, в то время как нравственные и физические страдания истцу были причинены с 1938 г.по1959 год, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших впервые такой вид ответственности. Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не предусматривает выплату компенсацииморальноговредареабилитированным лицам.

Этот вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.05.2007 N 383-О-П, согласно которой Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и моральноговреда, причиненногорепрессированнымлицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и моральноговреда.

Кроме того, нравственные страдания, на которые ссылается представитель истца в судебном заседании, истец в исковом заявлении, имели место до введения в российское законодательство института компенсацииморальноговреда. При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсацииморальноговреда", еслиморальныйвредпричинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинениявредатакой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 января 2005 года N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.

Являясь демократическим и правовым государством, Российская Федерация, признала незаконными действия тоталитарного советского режима по применению репрессий в отношении тех народов, которые подвергались геноциду и необоснованным обвинениям. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Россия законодательно провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношениирепрессированныхнародов. С целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной компенсации причиненного имущербабыл принят Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий.

Являясь реабилитированным лицом, истец в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные названным законом. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», как следует из его преамбулы в ранее действовавшей редакции, принимался в целях компенсации материального иморальноговреда, причиненногорепрессированнымлицам. Однако используемые в этом законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение возмещения материального иморальноговреда. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых в соответствии со ст.17 Закона возложено на Правительство Российской Федерации. Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых в настоящее время мерами социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными мерами были призваны способствовать возмещениювреда, причиненного в результате репрессий. Следовательно, льготы, которые установлены федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещениявреда, включаяморальныйвред.

При таких данных, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований истца и отказывает Кузьменко А.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> руб., причинённого в результате действий органов государственной власти.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузьменко А.Г к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей, причинённого в результате действий органов государственной власти, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в мотивированном виде, путём подачи через Анжеро-Судженский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено 09.10.2015г.

Председательствующий:

2-1439/2015 ~ М-1520/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузьменко Анна Григорьевна
Ответчики
Министерство Финансов Российской Федерации
Другие
Кузьменко Александр Васильевич
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Гульнова Н.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
08.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2015Подготовка дела (собеседование)
23.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2015Судебное заседание
09.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2015Дело оформлено
04.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее