Дело № 2-74/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши УР 25 января 2013 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Медведевой Т. В.,
с участием истца Смирновой В. Ф,
представителя истца Преображенцевой Н. В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на 2 года,
представителя ответчика Григорьева Д. Б., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе УР о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Смирнова В. Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <***>УР с требованием:
- зачесть в специальный трудовой стаж период обучения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг,
- обязать зачесть в специальный трудовой стаж период декретного отпуска с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца,
-взыскать в возмещение судебных расходов <***> рублей, из которых <***> рублей – расходы по оплате услуг представителя, <***> рублей – расходы по оформлению нотариальной доверенности, <***> рублей – расходы по оплате государственной пошлины.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг решением УПФР вАлнашском районе УР №*** Смирновой В. Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основанием для отказа явилось то, что стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил менее 25 лет.
В льготный трудовой стаж не были включены периоды работы: дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – курсы повышения квалификации, в календарном исчислении засчитан период декретного отпуска с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, что, по мнению истца, должно быть зачтено в льготном исчислении год за год и 3 месяца.
Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку периоды повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой производились перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. С дд.мм.гггг по настоящее время работает в <***>, расположенной в сельской местности, поэтому подлежащие зачету в страховой стаж наравне с периодами работы период отпуска по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежит исчислению в льготном порядке.
В судебном заседании истица, её представитель поддержали исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, просили включить в специальный стаж лечебной деятельности период отпуска по беременности и родам в льготном исчислении, периоды повышения квалификации в календарном исчислении, пояснив, что в указанные периоды работала медицинским работником в муниципальном учреждении здравоохранения «<***>». Также истица дополнительно просила возместить расходы на оплату проезда представителя в сумме <***> рублей.
Представитель ответчикаГригорьев Д. Б. исковые требования не признал, суду пояснил, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации обусловлено тем, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в трудовой стаж включаются только периоды работы, собственно каким не является период обучения на курсах повышения квалификации. Льготный порядок исчисления применяется только в отношении периодов работы, поэтому период отпуска по беременности и родам засчитан календарно.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, рассматривая дело в рамках заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Смирнова В. Ф. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в Алнашском районе №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 22 года 11 месяцев 13 дней вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитан следующий оспариваемый период:
-дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – курсы повышения квалификации (в календарном исчислении всего 01 месяц),
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, засчитан календарно следующий спорный период:
- дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – отпуск по беременности и родам (в календарном исчислении 05 месяцев 07 дней),
В периоды прохождения квалификации истица работала в должности <***> в поликлинике в муниципальном учреждении здравоохранения «<***>», что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д.11).
Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаютсяПравительством Российской Федерации.
Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)
Списком № 781 предусмотрено, что работа в больнице всех наименований в должности среднего медицинского персонала засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу занимаемой должности, истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий». Во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них она работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа из материалов дела не усматривается.
Таким образом, можно сделать вывод, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В должности <***> в поликлинике истица работала в <***> в период с дд.мм.гггг до дд.мм.гггг на полную ставку, что подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой №*** от дд.мм.гггг, основание - лицевые счета за 1991-1993 г.г., ведомственного архива МБУЗ «<***>.
То есть судом установлено, что в период до предоставления отпуска по беременности и родам истица осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, что ответчиком не оспаривалось. Период работы истицы до представления отпуска по беременности и родам, в указанной должности ответчиком зачтен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца. Период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг ответчиком включен в стаж в календарном исчислении.
Однако, в период нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности.
Поскольку отпуск по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж, что ответчиком и не оспаривается, на указанный период распространяются установленные правила льготного исчисления периодов работы, поскольку МУЗ «<***>», где работала истица до момента выхода в вышеназванный отпуск, расположена в сельской местности, следовательно, спорный период подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении на основании пп. «а» п. 5 Правил № 781 из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца.
Таким образом, требования истицы о включении периода обучения на курсах повышения квалификации в стаж лечебной деятельности и требования о льготном порядке исчисления периода нахождения в отпуске по беременности и родам законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истицы о возмещении за счет ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере <***> рублей, расходов по оформлению доверенности в сумме <***> рублей, по оплате государственной пошлины в сумме <***> рублей, подтвержденные документально, суд руководствуется положениями ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, в силу которых стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы на оплату услуг представителя суд присуждает в разумных пределах.
Определяя разумные пределы расходов истицы на оплату услуг представителя, суд учитывает конкретные обстоятельства гражданского дела, его сложность, характер и объем оказанной помощи, степень фактического участия представителя в разрешении спора, и считает справедливым ограничить требования истца к ответчику с учетом дополнительных расходов на проезд представителя суммой <***> рублей. Требования же о возмещении расходов на оформление доверенности в сумме <***> рублей и госпошлины в сумме <***> рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.
Возражения ответчика относительно требований о возмещении судебных расходов несостоятельны, поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 в случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Смирновой В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР включить Смирновой В.Ф. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период обучения на курсах повышения квалификации сдд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а период нахождения Смирновой В. Ф. в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг зачесть в специальный стаж в льготном исчислении, 1 год за 1 год 3 месяца.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР в пользу Смирновой В.Ф. 3970 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2013 года
Председательствующий А.С. Гвоздикова