№ 2-2591/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» декабря 2020 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шутовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загребина Н.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости, исключив из подсчета стажа периоды работы в должности водителя автобуса в ООО «АТП-С» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, в ООО «СТЭФ+ авто» с -Дата- по -Дата-. Истец просил признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика включить спорные периоды в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости с -Дата- бессрочно.
В ходе рассмотрения дела истец частично изменил предмет исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать незаконным решение ответчика № от -Дата-.
В судебном заседании истец Загребин Н.А., на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что первичные документы, подтверждающие работу на регулярных городских пассажирских маршрутах, представить не может, так как они уничтожены. С требованиями о корректировке сведений персонифицированного учета к работодателям не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
-Дата- Загребин Н.А., -Дата- года рождения по достижению возраста 58 лет обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.
-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № Загребину Н.А. на основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемого стажа на работах в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности водителя автобуса в ООО «АТП-С» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, в ООО «СТЭФ+ авто» с -Дата- по -Дата-, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета сданы общими условиями без указания условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Документально не подтверждена работа на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 09 лет 01 месяц 09 дней.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в силу 01 января 2015 года (далее - Федеральный закон №400-ФЗ), устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ (в редакции с 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет 06 месяцев при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.4).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
С учетом вышеуказанных требований законодательства для назначения пенсии по п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ истцу необходимо было выработать стаж не менее 20 лет на работах в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, страховой стаж не менее 25 лет при величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее- Правила №1015).
Согласно Правил №1015:
в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1 п.п. «а»),
при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. «а» п.4),
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.п. «б» п.4),
периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.43).
Периоды работы в должности водителя автобуса в ООО «АТП-С» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, в ООО «СТЭФ+ авто» с -Дата- по -Дата- не подлежит включению в стаж истца по следующим основаниям.
Согласно выписки из лицевого счета в Пенсионном фонде РФ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования -Дата-.
Соответственно период деятельности до -Дата- год может подтверждаться сведениями персонифицированного учета или трудовой книжкой и документами, выдаваемыми работодателем, а с -Дата- - только сведениями персонифицированного учета.
Как следует из материалов дела, в индивидуальном лицевом счете истца не содержится сведений о его особых условиях труда в периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, работодатели не отчитались за истца с кодом льготы для досрочного назначения пенсии.
Согласно выписки из ЕРГЮЛ ООО «СТЭФ+авто» прекратило деятельность -Дата-, ООО «АТП-С» прекратило деятельность -Дата-.
Из представленных истцом письменных доказательств (трудовой книжки истца, личных карточек форты Т-2, штатных расписаний, архивных справок, выданных ООО АТП «СТЭФ+ авто», ООО «АТП-С» ) следует, что истец работал в должности водителя автобуса в ООО «АТП-С» в период с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, в ООО «СТЭФ+ авто» в период с -Дата- по -Дата-.
Факт работы истца водителем автобуса городского маршрута ответчиком не оспаривается.
Данные доказательства суд считает относимыми, но недопустимыми, поскольку стаж после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования должен подтверждаться в силу закона иными доказательствами, а именно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Архивную справку от -Дата-, выданную ООО «СТЭФ+авто», суд считает недостоверным доказательством, поскольку она выдана организацией, прекратившей свою деятельность.
Поскольку истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие характер труда в спорные периоды, данные периоды работы не подлежат включению в стаж для досрочного пенсионного обеспечения.
Действующим законодательством предусмотрены механизмы контроля работника после его регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за состоянием своего индивидуального лицевого счета, содержащем в том числе, сведения о льготном характере работы, и возможность оспаривания не соответствующих действительности индивидуальных сведений.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее- Федеральный закон №27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 14 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрено право застрахованного лица на получение в органах Пенсионного фонда РФ сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, и при несогласии с указанными сведениями возможность обращения с заявлением об их исправлении в пенсионный орган, либо в суд. Аналогичные положения относительно полномочий гражданина по контролю за правильностью сведений его индивидуального лицевого счета, в том числе, касающихся периодов трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, предусмотрены в п. 64 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Минздравсоцразвитием РФ от 14.12.2009 N 987н.
В рамках реализации вышеуказанных полномочий застрахованного лица истец не обращался ни к работодателю, ни к ответчику с заявлением о корректировке сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, специальный стаж истца составлял менее 20 лет, ответчиком обоснованно отказано истцу в установлении досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Загребина Н.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Загребина Н.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о признании незаконным решение № от -Дата- об отказе в установлении пенсии, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы водителем автобуса в ООО «АТП-С» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, в ООО «СТЭФ+ авто» с -Дата- по -Дата-, понуждении назначить трудовую пенсию досрочно с -Дата- - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 15 января 2021 года.
Судья Сентякова Н.А.