Судья – Бахмутов А.В. Дело № 33-19345/14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2014 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего Ефименко Е.В.,

и судей Песецкой С.В., Казакова Д.А.,

по докладу судьи Песецкой С.В.,

при секретаре Кесиди С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Оробец В.С. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2014 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Апшеронского района Краснодарского края обратился в суд с иском в защиту прав Оробец В.С. о восстановлении формулировки причины инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС» и выдаче справки об инвалидности серии СМЭ с указанием причины инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС» с указанием срока инвалидности с 01 апреля 1998 года и даты переосвидетельствования «бессрочно».

В обосновании требований прокурор Апшеронского района указал, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлено, что Оробец В.С. является инвалидом 3 группы. При первичном освидетельствовании в Межрайонном ВТЭК Оробец В.С. был признан инвалидом 3 группы с указанием причин инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС». В это связи Оробец В.С. было выдано удостоверение установленного образца. При повторном освидетельствовании Оробец В.С. 09 ноября 2001 года формулировка инвалидности была изменена на «общее заболевание». В связи с тем, что Оробец В.С. не устанавливалась новая группа инвалидности, а производилось переосвидетельствование, так как инвалидность была установлена еще до апреля 2002 года, ответчик был обязан указать причину инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС», считает действия Бюро № 18 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю» незаконными.

Процессуальный истец – прокурор Апшеронского района Краснодарского края представил в суд заявление об отказе от иска.

Материальный истец – Оробец В.С., заявление прокурора Апшеронского района Краснодарского края об отказе от иска не поддержал, намерений отказаться от иска суду не выразил.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 02июля 2014 года Оробец В.С. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Оробец В.С. просит решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2014 года отменить, указав, что данное решение является незаконным, поскольку судом первой инстанции не было учтено, что впервые инвалидность 3 группы с формулировкой причины инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС» была установлена истцу в 1993 году в соответствии с действовавшими в то время законом, поэтому последующие изменения закона, предусматривающие иной порядок установления причинной связи заболевания с участием ликвидации последствий аварии ЧАЭС, обязательное заключение межведомственного экспертного совета о причине инвалидности не могут повлиять на права истца и изменить установленную впервые ВТЭК причину инвалидности, также считает, что судом нарушены нормы материального права.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» по доверенности Мусиенко О.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Согласно положениям ст.ст. 7,8 Федерального закона от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» п. 2 ч. 1 ст. 13 предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

С учетом положений Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 №17 (в ред. Приказа Минсоцразвития РФ от 29 апреля 2005 года № 317) «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам, указанным в п.2 ч.1 ст.13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 14 вышеуказанных Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, или иные причины, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

В силу ст. 24 ФЗ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Полномочия Межведомственного экспертного совета на проведение экспертизы по установлению причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов закреплены Положением о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 апреля 2005 года № 289.

Судом первой инстанции установлено, что согласно архивным данным ГУ Краснодарского края «Апшеронское бюро медико-социальной экспертизы» Оробец В.С. был впервые освидетельствован в бюро 24 июня 1999 года и инвалидом признан не был. Повторно Оробец В.С. проходил освидетельствование в Бюро 01 ноября 2001 года и признан инвалидом 3-ей группы по причине «общего заболевания» со сроком 1 год. С 2003 года по настоящее время с целью переосвидетельствования истец не обращался, инвалидом в установленном законом порядке не признавался, каких-либо доказательств того, что заболевания истца связаны с воздействием радиационных факторов, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС представлено не было.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства и анализ представленных суду доказательств, приводит судебную коллегию к убеждению, о том, что истец не лишен права повторно представить на рассмотрение межведомственного экспертного совета (комиссии) документы, на основании которых будет установлен, опровергнут факт наличия у него профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности.

Также судебная коллегия соглашается с доводами о том, что основанием к отказу в удовлетворении требований является пропуск срока исковой давности обращения в суд.

Главой 12 Гражданского кодекса РФ установлены общие нормы исковой давности, которые применяются к любым правоотношениям в гражданском судопроизводстве, за исключением, если специальными нормами (законами) не предусмотрены иные сроки и иной порядок применения исковой давности. Так как в специальных законодательных актах, устанавливающих порядок признания лица инвалидом, установления причины инвалидности отдельно не оговорены, вопросы срока исковой давности по данным требованиям, в данной части подлежат применению сроки, установленные ст.196 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Из содержания искового заявления следует, что о нарушении своего права Оробец В.С. узнал 01 ноября 2001 года со дня вынесения решения бюро МСЭ, когда он был признан инвалидом 3 группы по причине «общего заболевания», а обратился с иском в суд только 07 мая 2014 года, то есть по истечению более десяти лет с момента, когда он узнал о нарушении своего права.

На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявленных Оробец В.С., так как оснований для установления судом первой инстанции факта наличия причинной связи между имеющимися заболеваниями и выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у судебной коллегии не вызывает сомнений в своей правильности.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение решения суда, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2014░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-19345/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор А.р.
Ответчики
ГБМСЭ п.К.
Оробец В.С.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Песецкая Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
04.09.2014Судебное заседание
11.09.2014Дело сдано в канцелярию
11.09.2014Передано в экспедицию
04.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее