Дело № 2-1127/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 02 сентября 2016 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Н.А. Буньковой при секретаре судебного заседания Е.С. Морозовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах жителей дома <адрес>, к администрации Ирбитского муниципального образования о проведении заседания межведомственной комиссии,
установил:
По адресу: п<адрес>, расположен восьмиквартирный дом, все квартиры в котором за исключением под № 1 внесены в реестр муниципальной собственности Ирбитского муниципального образования ( л.д.42).
Прокурор, действуя в интересах жителей данного дома, обратился с иском к администрации Ирбитского муниципального образования, требуя обязать организовать проведение межведомственной комиссии на предмет непригодности жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ года жильцы обратились к ответчику с заявлением об аварийности дома, который сообщил заявителям, что дом аварийным не признан, будет осуществлен запрос в Филиал «Восточное БТИ и РН» СОГУ «Областной Центр недвижимости» по подготовке технического заключения. ДД.ММ.ГГГГ года было проведено обследование дома, составлено техническое заключение, согласно которому жилой дом необходимо реконструировать, но до настоящего времени межведомственная комиссия не проводилась, что нарушает жилищные права граждан.
В судебном заседании прокурор Чернавин Н.Ю. подтвердил доводы и требования искового заявления. Дополнительно указал, что как такового заявления в межведомственную комиссию от истцов нет, расценивает таковым обращение жильцов дома к ответчику в апреле 2015 года. Почти все квартиры в доме муниципальные, что является дополнительным основанием для собственника организовать проведение межведомственной комиссии.
Истцы Селищева З.В., Нуриев Ф.Х., Дружинина О.В., Шестакова Т.А., Шестаков С.В., Шестакова Д.В., Хусаенова Г.И., Береза Н.И., Софронова М.В., проживающие в квартирах <адрес> иск прокурора поддержали. Пояснили, что индивидуально либо коллективно не обращались с заявлениями к ответчику о проведении межведомственной комиссии, все обращения передавались в Зайковскую территориальную администрацию или в Зайковское МУП ЖКХ по вопросу капремонта и освобождения от уплаты коммунальных платежей. На учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений не состоят.
Остальные истцы, достигшие 14-летнего возраста, проживающие в восьми квартирах выше указанного дома, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика администрации Ирбитского муниципального образования Завьялова Т.О. иск не признала, указав, что в орган местного самоуправления не было обращения в адрес межведомственной комиссии. Все обращения истцов касались либо освобождения от уплаты коммунальных услуг, либо о проведении ремонта. По результатам последнего обращения администрация обратилась в БТИ за составлением техзаключения в целях принятия мер по включению дома в региональную программу по капитальному ремонту. В настоящее время соответствующие документы направлены в Региональный фонд содействия капитального ремонта. Истцы не лишены возможности сейчас обратиться в администрацию Ирбитского муниципального образования, и в течение 30 дней заседание межведомственной комиссии будет организовано.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Единственным органом, согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в полномочия которого входит оценка и обследование помещения в целях признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления в этих целях, действующая в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 ( п.7) ( далее- Положение).
В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В п. 44 Положения регламентирована следующая процедура проведения оценки:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.
Таким образом, системное толкование выше приведенных норм позволяет сделать однозначный вывод о заявительном характере проведения межведомственной комиссии, о чем указал представитель ответчика. Иного порядка суду неизвестно и стороной истца не указано. Одного факта обращения с указанием на аварийность дома недостаточно для отождествления его с тем заявлением, которое требуется согласно Положения, поскольку заявители имеют право выбора защиты своего жилищного права. Из ответов органа местного самоуправления на обращения истцов следуют принимаемые действия- обращения в Региональный фонд содействия капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области ( л.д.72- 84). Истцы указали, что не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении и жилых помещений, в администрации Ирбитского муниципального образования не были, по вопросам ремонта дома обращались в Зайковскую территориальную администрацию и МУП ЖКХ. Они готовы обратиться с необходимым заявлением к ответчику, им такую возможность сегодня разъяснили впервые. Обращение в межведомственную комиссию не исключает принятия мер по производству капитального ремонта дома, которые принимает ответчик.
Анализируя выше указанные пункты Положения, суд приходит к выводу об ошибочном толковании их прокурором, который предлагает непредусмотренную нормами права процедуру реализации жилищных прав истцов, что ведет к неравенству участников сходных правоотношений, что недопустимо в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Поскольку была нарушена установленная Правительством Российской Федерации процедура обращения в межведомственную комиссию, требования стороны истца являются не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах жителей дома <адрес>, к администрации Ирбитского муниципального образования о проведении заседания межведомственной комиссии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий /подпись/
Решение не вступило в законную силу.
Судья Н.А. Бунькова
<данные изъяты>
<данные изъяты>