Дело № 2-3401/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г.Благовещенск 22 мая 2018 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Касымовой А.А., при секретаре Гайнулиной Е.Д., с участием представителя истца Бревниковой И.В., Живодерова П.В., представителя истца и законного представителя Живодерова М.П., представителя ПАО «ДЭК» Килимиченко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Живодеровой Людмилы Михайловны к ПАО «ДЭК» о признании незаконными действий по ограничению предоставления услуг энергоснабжения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Живодерова Л.М. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что является собственником 3/4 доли жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***. собственником 1/4 доли указанного жилого помещения является несовершеннолетний Живодеров М.П. 21 июля 2017 года в 10 часов 10 минут ответчиком произведено отключение электроэнергии в ее квартире вследствие наличия задолженности, опломбирован счетчик. Отключение происходило в отсутствие собственников жилого помещения, предупреждений об отключении электроэнергии не поступало. Полагает, отключение электрической энергии произведено с нарушением «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В связи с отключением она и члены ее семьи испытывали огромные неудобства, физические и нравственные страдания. Просит суд с учетом уточнений признать действия ПАО «ДЭК» по ограничению предоставления услуг энергоснабжения в квартире ***, расположенной по ***, незаконными, взыскать с ПАО «ДЭК» ответчика компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В судебное заседание Живодерова Л.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку в суд своего представителя, который настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле, Живодеров П.В. суду пояснил, что предупреждение об отключении электроэнергии собственникам жилого помещения не поступало. Уведомление об оплате задолженности и предстоящем отключении было адресовано на имя бывшего супруга истицы ВП, который умер и не является потребителем услуг электроснабжения; более того, он являлся собственником квартиры ***, расположенной в данном доме. Кроме того, указал на отсутствие задолженности по оплате услуг энергоснабжения. Оплата указанной ответчиком задолженности произведена истцом в связи с тем, что подключение могло быть возобновлено только после оплаты задолженности. Считает действия ответчика незаконными.
Представитель ПАО «ДЭК» в судебном заседании возражала по существу заявленных требований, указав, что условия и порядок ограничения предоставления электроснабжения квартиры истицы соблюден. В уведомлении, направленном в адрес абонента, на имя которого открыт лицевой счет, указано, что у потребителя имеется задолженность, в случае непогашения которой будет приостановлена подача электрической энергии. О наличии задолженности за электоэнергию также неоднократно сообщалось посредством телефонной связи. Учитывая, что задолженность за потребленную электроэнергию по состоянию на 01 июня 2017 года превышала 2 месячных размера платы, у ПАО «ДЭК имелись законные основания для приостановления ее подачи. Наличие задолженности стороной истца не оспорено, напротив, при рассмотрении аналогичного иска Благовещенским городским судом в 2017 году стороной истца указано на то, что задолженность имелась, но ее размер считался истцом незначительным. Полагает, что истцом не доказан и не обоснован размер компенсации морального вреда. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ст.155 ЖК РФ).
Положениями части 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года, при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Пунктом 117 указанных Правил установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п.118 Правил).
В соответствии с пунктом 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Из материалов дела следует, что Живодерова Л.М. и несовершеннолетний Живодеров М.П. являются собственниками жилого помещения – квартиры ***, расположенной по адресу: ***, 3/4 и 1/4 доли соответственно.
Территория города Благовещенска входит в зону деятельности гарантирующего поставщика электроэнергии ПАО «ДЭК».
Квартира ***, расположенная по адресу: ***, принята на обслуживание Благовещенским расчетно-кассовым центром филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» от предыдущего гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «ЭнергокомфортАмур».
Лицевой счет, открытый на жилое помещение по указанному адресу №***, заведен на ВП
Судом установлено, что оплата коммунальных услуг за жилое помещение по указанному адресу производилась не в полном объеме, что привело к образованию задолженности по состоянию на 01 июня 2017 года в размере 6804 рубля 17 копеек.
В связи с наличием задолженности ПАО «ДЭК» в адрес абонента ВП направлено уведомление о возможности приостановления подачи электроэнергии; указано, что в случае непогашения задолженности за индивидуальное потребление в течение 20 дней со дня получения уведомления предоставление услуги по электроснабжению будет приостановлено.
Абоненту предложено оплатить задолженность, предоставить платежный документ полномочному представителю ПАО «ДЭК» до совершения действий по ограничению и провести сверку расчетов в подразделении филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт».
Указанное уведомление заказным письмом направлено по адресу: ***, на имя ВП, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 13 июня 2017 года и кассовый чек ФГУП «Почта России» от 13 июня 2017 года; согласно отчету об отслеживании письмо возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения данного письма.
21 июля 2017 года сотрудниками ПАО «ДЭК» произведено отключение электроэнергии по адресу: ***, место отключения опломбировано, что подтверждается актом-уведомлением о введении ограничения от 21 июля 2017 года.
22 июля 2017 года в жилом помещении истца в связи с погашением долга произведено подключение электроэнергии, о чем составлен акт и установлено, что в данном жилом помещении установлен прибор учета, 2003 года выпуска, класс точности 2, показания прибора учета на день составления акта 36608,0.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств указывает на то, что действия ПАО «ДЭК» по отключению электрической энергии в квартире ***, расположенной в ***, 21 июля 2017 года являются законными и обоснованными, поскольку приостановление подачи электрической энергии в указанной квартире введено в связи с наличием задолженности по оплате данной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за соответствующую услугу.
Действия ответчика по отключению электроснабжения в полной мере соответствуют приведенным выше положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, поскольку предприняты при наличии законного повода и оснований с предварительным уведомлением потребителя о принятии данных мер.
Наличие задолженности подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, стороной истца не опровергнуто.
Фактически оспаривая наличие задолженности, истец в обоснование доводов о неверном указании ответчиками показаний прибора учета в квитанциях на оплату, не представил доказательств обращения в ПАО «ДЭК» с вопросом организации сверки расчетов за потребленную электроэнергию.
Кроме того, истец признал, что после введения соответствующего ограничения им произведена оплата указанной ответчиком суммы задолженности, после чего электроснабжение в жилом помещении восстановлено ответчиком.
Доводы стороны истца о нарушении ответчиком порядка направления уведомления, выразившегося в том, что уведомление о наличии задолженности и необходимости ее оплаты адресовано ответчиком не собственнику жилого помещения, а ее умершему супругу ВП, является необоснованным.
Из материалов дела следует, что уведомление о приостановлении подачи электрической энергии в случае непогашения задолженности в течение 20 дней было направлено в адрес объекта: ***.
Тот факт, что уведомление с предупреждением о приостановлении подачи электроэнергии непосредственно в адрес истца, как собственника жилого помещения, не направлялось, не свидетельствует о нарушении ответчиком порядка ограничения предоставления коммунальных услуг.
Право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего имущества.
Данное правило, закрепленное в ст.210 ГК РФ, является базовым для законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Исходя из данной нормы права, положений ст.10 ГК РФ, существа обязательства, именно собственник должен предоставить сведения о переходе прав на жилое помещение либо об изменении состава собственников с тем, чтобы лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, имело возможность своевременно направлять платежные квитанции надлежащему должнику.
Согласно п.3 ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.4 ст.1 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании лицевой счет ***, открытый на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, заведен на имя ВП
То обстоятельство, что абонентом ПАО «ДЭК» указан ВП не является нарушением, в соответствии с которым порядок введения ограничения может быть признан несоответствующим действующему законодательству, поскольку сведений о его смерти, заявлений о внесении изменений в базу данных о составе семьи, истица в ресурсоснабжающую организацию не представила, получая квитанции на оплату на его имя. Данные обстоятельства стороной истца не оспаривались.
Обязанность по самостоятельному получению таких сведений на ответчика законом не возложена. Таким образом, в действиях ответчика отсутствуют нарушения по уведомлению абонента о наличии задолженности и последствиях ее непогашения в установленные сроки.
Доказательства обратного истец в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий ПАО «ДЭК» по ограничению предоставления услуг энергоснабжения.
Поскольку в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком потребительских прав истца не нашел своего подтверждения, отсутствуют основания для компенсации истцу морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Живодеровой Людмилы Михайловны к ПАО «ДЭК» о признании незаконными действий по ограничению предоставления услуг энергоснабжения, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Касымова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 мая 2018 года.