22 ноября 2018 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Щербининой Г.С.,
при секретаре Макаренко Д.А.,
с участием:
представителя истца Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж, действующего на основании доверенности Зинченко В.Н.,
представителя ответчика Копытина Д.А., действующей на основании ордера адвоката Масловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж к Копытину Дмитрию Александровичу о взыскании пени по договору аренды земельного участка,
у с т а н о в и л :
Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж обратилось с указанным иском к Копытину Д.А., ссылаясь на то, что 07.07.2014 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и Копытиным Д.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №/гз, согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, разрешенное использование: проектирование и строительство объектов складского назначения III-V классов вредности. В связи с нарушением сроков внесения арендной платы, ответчику начислены пени за период с 28.07.2014 года по 23.07.2018 года, размер которых составляет 184319,61 руб. (л.д. 2-5).
Определением суда от 04 октября 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж к Копытину Дмитрию Александровичу о взыскании пени по договору аренды земельного участка за период с 28.07.2014 года по 06.06.2018 года в размере 184319,61 руб. (л.д. 65-66).
Ответчик Копытин Д.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 71-72), в судебное заседание не явился, причины неявки не известны, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж, действующий на основании доверенности Зинченко В.Н., просил удовлетворить уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Копытина Д.А., действующая на основании ордера адвоката Маслова Т.Н., в удовлетворении иска просила отказать, в случае удовлетворения иска просила уменьшить размер пени на основании ст.ст. 333, 404 ГК РФ (л.д.73-74).
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из содержания ст. 606 ГК РФ следует, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты (ч. 1 ст. 607 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
07.07.2014 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и Копытиным Д.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №/гз(л.д.8-12), 06.04.2018 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Копытиным Д.А. было заключено дополнительное соглашение (л.д. 14-16) согласно условиям которых арендодатель сдает, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № разрешенное использование: проектирование и строительство объектов придорожного сервиса. Между сторонами договора аренды №/гз также был подписан акт приема-передачи земельного участка, указанного в разделе 1 Договора (л.д. 13).
В соответствии с главой 24 ГК РФ, Федеральным законом от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Законом Воронежской области от 28.06.2006 г. № 59-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже»; Постановлением администрации Воронежской области от 29.06.2006 г. № 514 «О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений» и на основании соглашения от 29 сентября 2006 г., заключенного между администрацией городского округа г. Воронеж и главным управлением государственного имущества Воронежской области, состоялась передача прав и обязанностей арендодателя от администрации г. Воронежа по договору аренды земельного участка № 721 от 22 декабря 1997 года главному управлению государственного имущества Воронежской области.
На основании Указа губернатора Воронежской области от 14.10.2008г. № 133-у «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области» главное управление государственного имущества Воронежской области было преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с передачей ему функции преобразуемого главного управления государственного имущества Воронежской области.
В силу п. 1.3. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области как правопреемник главного управления государственного имущества Воронежской области является арендодателем по данному договору.
В соответствии с п.2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
На основании Решения Воронежской городской думы от 20.12.2017 № 736-IV «О бюджете городского округа город Воронеж на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж является администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.2.2.9 Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 26 сентября 2012 г. N 940-Ш, к основным функциям управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж относятся: ведение администрирования доходов бюджета городского округа в части, касающейся муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Воронеж.
Таким образом, управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж вправе обратиться в суд с требованием о взыскании суммы задолженности по арендной плате и пени.
На основании п. 2.8. Договора аренды арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком ежеквартально равными частями не позднее 25 числа первого месяца текущего квартала.
Согласно ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Отношения сторон на основании п. 3 ст. 552 ГК РФ урегулированы договором аренды земельного участка (глава 24 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу п. 2.10 Договора, дополнительного соглашения от 06.04.2018 года (л.д.14-16) по окончании установленных сроков уплаты арендной платы невнесенная сумма считается недоимкой консолидированного бюджета и взыскивается с начислением пени в размере 1% от суммы задолженности за каждый просроченный день.
На сумму задолженности истцом были начислены пени за период с 28.07.2014 года по 06.06.2018 года в размере 184319,61 руб.
Изучив расчет суммы пени, суд находит, что он произведен в соответствии с законом и договором, является арифметически верным. Контррасчет взыскиваемых сумм ответчиком в судебное заседание не представлен.
В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка (штраф) явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 14.03.2001 г. N 80-О следует, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Не ограничивая сумму устанавливаемых договором неустоек, Гражданский кодекс РФ вместе с тем управомочивает суд устанавливать соразмерные основному долгу их пределы с учетом действительного размера ущерба, причиненного стороне в конкретном договоре. Это является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 года № 263-О указано, что положения ст. 333 ГК РФ содержат не право, а обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
В силу положений ст. 333 ГК РФ наличие оснований для снижения неустойки и определение критериев соразмерности неустойки является прерогативой суда и определяется в каждом конкретном случае судом самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий размер, значительное превышение суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Исходя из анализа всех обстоятельств дела, сохраняя баланс интересов истца и ответчика, с учетом компенсационного характера пени в гражданско-правовых отношениях, срока нарушения обязательства, принимая во внимание тот факт, что ответчиком производились арендные платежи, суд полагает, что размер пени, подлежащий взысканию в пользу истца, на основании ст. 333 ГК РФ подлежит снижению до разумных пределов - с 184319,61 руб. до 30 000 рублей. В остальной части требования о взыскании пени следует отказать.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с учетом размера взысканных судом денежных средств, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 1 099,97 рублей (ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Копытина Дмитрия Александровича в доход бюджета городского округа г.Воронеж пени по договору аренды земельного участка за период с 26.10.2015 года по 06.06.2018 года в размере 30000 рублей (тридцать тысяч рублей).
Взыскать с Копытина Дмитрия Александровича в доход муниципального бюджета госпошлину в размере 1099 рублей 97 копеек (одна тысяча девяносто девять рублей девяносто семь копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд города Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 ноября 2018 года.
22 ноября 2018 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Щербининой Г.С.,
при секретаре Макаренко Д.А.,
с участием:
представителя истца Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж, действующего на основании доверенности Зинченко В.Н.,
представителя ответчика Копытина Д.А., действующей на основании ордера адвоката Масловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж к Копытину Дмитрию Александровичу о взыскании пени по договору аренды земельного участка,
у с т а н о в и л :
Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж обратилось с указанным иском к Копытину Д.А., ссылаясь на то, что 07.07.2014 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и Копытиным Д.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №/гз, согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, разрешенное использование: проектирование и строительство объектов складского назначения III-V классов вредности. В связи с нарушением сроков внесения арендной платы, ответчику начислены пени за период с 28.07.2014 года по 23.07.2018 года, размер которых составляет 184319,61 руб. (л.д. 2-5).
Определением суда от 04 октября 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж к Копытину Дмитрию Александровичу о взыскании пени по договору аренды земельного участка за период с 28.07.2014 года по 06.06.2018 года в размере 184319,61 руб. (л.д. 65-66).
Ответчик Копытин Д.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 71-72), в судебное заседание не явился, причины неявки не известны, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Воронеж, действующий на основании доверенности Зинченко В.Н., просил удовлетворить уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Копытина Д.А., действующая на основании ордера адвоката Маслова Т.Н., в удовлетворении иска просила отказать, в случае удовлетворения иска просила уменьшить размер пени на основании ст.ст. 333, 404 ГК РФ (л.д.73-74).
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из содержания ст. 606 ГК РФ следует, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты (ч. 1 ст. 607 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
07.07.2014 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и Копытиным Д.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №/гз(л.д.8-12), 06.04.2018 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и Копытиным Д.А. было заключено дополнительное соглашение (л.д. 14-16) согласно условиям которых арендодатель сдает, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № разрешенное использование: проектирование и строительство объектов придорожного сервиса. Между сторонами договора аренды №/гз также был подписан акт приема-передачи земельного участка, указанного в разделе 1 Договора (л.д. 13).
В соответствии с главой 24 ГК РФ, Федеральным законом от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Законом Воронежской области от 28.06.2006 г. № 59-03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже»; Постановлением администрации Воронежской области от 29.06.2006 г. № 514 «О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений» и на основании соглашения от 29 сентября 2006 г., заключенного между администрацией городского округа г. Воронеж и главным управлением государственного имущества Воронежской области, состоялась передача прав и обязанностей арендодателя от администрации г. Воронежа по договору аренды земельного участка № 721 от 22 декабря 1997 года главному управлению государственного имущества Воронежской области.
На основании Указа губернатора Воронежской области от 14.10.2008г. № 133-у «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области» главное управление государственного имущества Воронежской области было преобразовано в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с передачей ему функции преобразуемого главного управления государственного имущества Воронежской области.
В силу п. 1.3. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области как правопреемник главного управления государственного имущества Воронежской области является арендодателем по данному договору.
В соответствии с п.2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
На основании Решения Воронежской городской думы от 20.12.2017 № 736-IV «О бюджете городского округа город Воронеж на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж является администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.2.2.9 Положения об управлении имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 26 сентября 2012 г. N 940-Ш, к основным функциям управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж относятся: ведение администрирования доходов бюджета городского округа в части, касающейся муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Воронеж.
Таким образом, управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж вправе обратиться в суд с требованием о взыскании суммы задолженности по арендной плате и пени.
На основании п. 2.8. Договора аренды арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком ежеквартально равными частями не позднее 25 числа первого месяца текущего квартала.
Согласно ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Отношения сторон на основании п. 3 ст. 552 ГК РФ урегулированы договором аренды земельного участка (глава 24 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу п. 2.10 Договора, дополнительного соглашения от 06.04.2018 года (л.д.14-16) по окончании установленных сроков уплаты арендной платы невнесенная сумма считается недоимкой консолидированного бюджета и взыскивается с начислением пени в размере 1% от суммы задолженности за каждый просроченный день.
На сумму задолженности истцом были начислены пени за период с 28.07.2014 года по 06.06.2018 года в размере 184319,61 руб.
Изучив расчет суммы пени, суд находит, что он произведен в соответствии с законом и договором, является арифметически верным. Контррасчет взыскиваемых сумм ответчиком в судебное заседание не представлен.
В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка (штраф) явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 14.03.2001 г. N 80-О следует, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Не ограничивая сумму устанавливаемых договором неустоек, Гражданский кодекс РФ вместе с тем управомочивает суд устанавливать соразмерные основному долгу их пределы с учетом действительного размера ущерба, причиненного стороне в конкретном договоре. Это является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 года № 263-О указано, что положения ст. 333 ГК РФ содержат не право, а обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
В силу положений ст. 333 ГК РФ наличие оснований для снижения неустойки и определение критериев соразмерности неустойки является прерогативой суда и определяется в каждом конкретном случае судом самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий размер, значительное превышение суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Исходя из анализа всех обстоятельств дела, сохраняя баланс интересов истца и ответчика, с учетом компенсационного характера пени в гражданско-правовых отношениях, срока нарушения обязательства, принимая во внимание тот факт, что ответчиком производились арендные платежи, суд полагает, что размер пени, подлежащий взысканию в пользу истца, на основании ст. 333 ГК РФ подлежит снижению до разумных пределов - с 184319,61 руб. до 30 000 рублей. В остальной части требования о взыскании пени следует отказать.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с учетом размера взысканных судом денежных средств, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 1 099,97 рублей (ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Копытина Дмитрия Александровича в доход бюджета городского округа г.Воронеж пени по договору аренды земельного участка за период с 26.10.2015 года по 06.06.2018 года в размере 30000 рублей (тридцать тысяч рублей).
Взыскать с Копытина Дмитрия Александровича в доход муниципального бюджета госпошлину в размере 1099 рублей 97 копеек (одна тысяча девяносто девять рублей девяносто семь копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд города Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 ноября 2018 года.