2-321/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2019 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева А. А. к администрации Кондопожского муниципального района о признании незаконным отказа и обязании принять на работу,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлев А.А. обратился в суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что ХХ.ХХ.ХХ уволен с должности <...> в связи с ликвидацией организации, при этом новым работодателем оговаривалось, что городские муниципальные служащие не пенсионного возраста будут переведены в объединенную районную администрацию, однако предложение о переводе в администрацию КМР им получено не было. Дважды обращался к ответчику с заявлениями о принятии на работу на вакантные должности, получал необоснованные отказы. ХХ.ХХ.ХХ просил принять на работу, на вакантную должность <...> в связи с проведением районной администрацией конкурса по данной должности, полагая, что в соответствии с п. 1.14 решения Совета Кондопожского муниципального района от 28.03.2018 № 3 ст. 43 Устава может претендовать на данную должность без проведения конкурса. ХХ.ХХ.ХХ ему было отказано в принятии на работу. Просит признать данный отказ незаконным и обязать ответчика принять его на работу на должность <...>.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснил, что процедуру увольнений не оспаривает, однако полагает, что ему необоснованно отказали в заключении трудового договора, поскольку в соответствии с п. 1.14 решения Совета Кондопожского муниципального района от 28.03.2018 № 3 ст. 43 Устава он имеет право претендовать на вакантную должность без проведения конкурса; ссылался на дискриминационный характер причин отказа в принятии на работу.
Представитель ответчика главный специалист юридического отдела администрации КМР Евцемяки А.Г. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что должность, на которую претендует истец, является конкурсной, истцу было известно о проведении конкурса по указанной должности, однако документы им представлены не были. Также указал, что некоторые сотрудники АКГП были переводом оформлены в АКМР на соответствующие должности, без проведения конкурса, приглашение о переводе истцу не направлялось.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в ст. 45 и 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в соответствии со ст. 6 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) определяется федеральными органами государственной власти.
Пунктом 2 статьи 3 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее ФЗ-25) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Аналогичные положения закреплены в ч. 7 ст. 11 ТК РФ, согласно которой на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
По смыслу ч. 1 ст. 19 ФЗ-25 трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в ФЗ-25.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем, порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации ФЗ «О муниципальной службе в РФ» не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применения общие нормы ТК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Из материалов дела следует, что Яковлев А.А. с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ занимал различные муниципальные должности муниципальной службы; с ХХ.ХХ.ХХ переведен на ведущую муниципальную должность муниципальной службы <...>; ХХ.ХХ.ХХ трудовой договор с истцом расторгнут в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц администрация КГП ликвидирована 26.02.2019.
Истец в письменной форме был уведомлен о предстоящем увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, трудовой договор с ним был расторгнут, он получил соответствующие выплаты.
Основания увольнения и процедура увольнения истцом в судебном заседании не оспаривалась, истец, оспаривая отказ администрации КМР в принятии его на работу на должность главного специалиста управления жилищно-коммунального хозяйства, просил обязать администрацию принять его на работу.
ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в администрацию КМР с заявлением с просьбой принять на работу в порядке ч. 2.1 ст. 43 Устава Кондопожского муниципального района на вакантную должность <...>, утвержденной решением Совета района от ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ получил ответ о том, что на момент обращения в штатном расписании Администрации КМР вакантная должность <...> отсутствовала. В соответствии со штатным расписанием, введенным в действие с ХХ.ХХ.ХХ, должность <...> вакантной не является.
ХХ.ХХ.ХХ истец обращался в администрацию КМР с заявлением о предоставлении списка вакантных должностей муниципальной службы на ХХ.ХХ.ХХ, согласно структуре районной администрации, утвержденной решением совета района от ХХ.ХХ.ХХ, на которое получил ответ о наличии в штатном расписании трех вакантных должностей, однако новая структура АКМР начала действовать с момента исполнения полномочий администрации Кондопожского городского поселения Администрацией КМР. По состоянию на ХХ.ХХ.ХХ АКМР полномочия АКГП не исполняла, поэтому действовала ранее утвержденная структура АКМР.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 37 данного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно ч. 2 ст. 43 Устава администрации КМР при замещении ведущих и старших должностей муниципальной службы заключению трудового договора предшествует конкурс в соответствии с Порядком о проведении конкурса, утверждаемым Советом. По группе младших муниципальных должностей муниципальной службы поступление на службу осуществляется в порядке назначения главой Администрации муниципального района. Решением Совета КМР от 28.03.2018 № 3 «О внесении изменений и дополнений в Устав Кондопожского муниципального района» п. 1.14 ст. 43 Устава Кондопожского муниципального района дополнена частью 2.1 следующего содержания «в случае возложения на АКМР исполнения полномочий АКГП, замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Кондопожского муниципального района лицами, замещавшими (на момент возложения исполнения указанных полномочий) должности муниципальной службы в АКГП производится без проведения конкурса, указанного в ч. 2 настоящей статьи.
ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в администрацию КМР с заявлением, в котором в связи с передачей полномочий администрации КГП администрации КМР просил принять его на работу в порядке ч. 2.1 ст. 43 Устава Кондопожского муниципального района на вакантную должность <...>.
ХХ.ХХ.ХХ администрация КМР ответила на заявление истца отказом, в котором также указала, что ч. 2.1 ст. 43 Устава Кондопожского муниципального района обязанности принять на работу обязательных условий трудоустройства на муниципальную службу не предусматривает.
Частью 2 ст. 23 ФЗ № 25-ФЗ предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В силу ФЗ № 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу для замещения должности муниципальной службы или замещение муниципальным служащим другой должности муниципальной службы может осуществляться по результатам конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ-25 при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Распоряжением от ХХ.ХХ.ХХ объявлен конкурс в администрации КМР на замещение следующих вакантных старших должностей муниципальной службы: <...>, <...>. Указанная информация размещена на сайте администрации КМР, а информация о размещении объявления на сайте администрации опубликована в газете «<...>».
Документов на участие в конкурсе истец не подавал, что не оспаривалось им в судебном заседании, полагая, что его в соответствии с ч. 2.1 ст. 43 Устава должны были принять на указанную должность вне конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона РК «О муниципальной службе в РК» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения его численности или штата перевод муниципального служащего на другую вакантную должность муниципальной службы в данном муниципальном образовании, соответствующую квалификации муниципального служащего, осуществляется без участия в конкурсе.
Порядок назначения на должность и заключение трудового договора так же, как и для муниципальных служащих, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, без особенностей, предусмотренных ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Утверждение истца о том, что некоторые сотрудники, работавшие в администрации КГП, были приняты и назначены в порядке перевода на должности муниципальной службы, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось представителем ответчика. Однако данное обстоятельство не влияет на обязанность ответчика оформить в порядке перевода иных сотрудников администрации КГП, в том числе и истца, поскольку, согласно части 2 ст. 72.1 ТК РФ такой перевод может быть осуществлен на основе согласованного волеизъявления трех сторон: работника, прежнего и будущего работодателей. Таким образом, перевод работника по его просьбе или с его согласия на постоянную работу к другому работодателю предполагает прекращение прежнего трудового договора и заключение нового на условиях, согласованных с новым работодателем. При таком переводе изменяется одна из сторон трудового договора - работодатель. Новый работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, приглашенному в порядке перевода от другого работодателя. Данное правило действует в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ст. 64 ТК РФ).
Проанализировав нормы трудового законодательства, законодательство о муниципальной службе, регулирующие спорные правоотношения, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что перевод истца на постоянную работу к другому работодателю, в данном случае администрацию КМР не осуществлялся, в связи с чем, истец, претендуя на должность <...>, должен был участвовать в конкурсе на замещение старшей должности муниципальной службы на общих основаниях. Кроме того, из положений действующего законодательства не устанавливаются обязанности представителя нанимателя (работодателя) при ликвидации муниципального органа предлагать муниципальным служащим иные должности муниципальной службы.
Доводы истца о том, что ответчиком не учтено преимущественное право истца на принятие на работу по должности вне конкурса, не состоятельны по вышеизложенным обстоятельствам.
Судом не принимаются во внимание доводы истца о дискриминации со стороны ответчика, поскольку доказательств, подтверждающих дискриминационный характер причин отказа в принятии на работу, истцом в суд не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих об ограничении ответчиком трудовых прав истца, тем более по причинам, перечисленным в ч. 2 ст. 3 ТК РФ, судом не установлено.
Учитывая, что нарушений трудовых прав истца по заявленным в иске доводам судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме принято судом ХХ.ХХ.ХХ.