Дело № 2-3038/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года г.Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре – Весниной Ю.А.
с участием:
истца - помощника прокурора Кировского района г. Красноярска – Полищука И.А.,
представителя ответчика администрации Кировского района г. Красноярска – Долгих М.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах Исаенкова А.А. к администрации Кировского района г. Красноярска, муниципальному образованию «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска, Игнатенко Н.М. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах Исаенковой А.А. обратился в суд с иском к администрации Кировского района г. Красноярска, муниципальному образованию «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска, Игнатенко Н.М. с требованиями (с учетом последних уточнений от ДД.ММ.ГГГГ): о возложении обязанности на администрацию Кировского района г. Красноярска, муниципальное образование «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт жилого помещения – <адрес>, выполнив в комнате замену пола, устройство плинтусов, замену окна, двери между комнатой и коридором, устранив сквозные отверстия и разрушения кирпично-бетонного основания межкомнатных перегородок; о возложении обязанности на администрацию Кировского района г. Красноярска, муниципальное образование «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска и Игнатенко Н.М. в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт помещения санузла и коридора в квартире секционного типа, расположенной по адресу: <адрес>, выполнив в помещении санузла и коридора замену пола, устройство плинтусов, внутренней (деревянной) входной двери, ремонт сантехнического оборудования, включая замену металлического поддона в душевой, устранив сквозные отверстия и разрушения кирпично-бетонного основания межкомнатных перегородок, распределив расходы на капитальный ремонт помещения санузла и коридора пропорционально доле каждого из собственников в праве общей собственности на общее имущество в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по заявлению Исаенковой А.А. о нарушении её жилищных прав, в ходе которой установлено, что Исаенкова А.А. является нанимателем комнаты № <адрес>. Ранее данное жилое помещение было закреплено за Исаенковой А.А. распоряжением администрации Кировского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № как за ребенком, оставшимся без попечения родителей. До своего совершеннолетия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Исаенкова А.А. в указанном жилом помещении не проживала, а была определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Собственником комнаты № <адрес> является Игнатенко Н.М. Как на момент вселения Исаенковой А.А. в вышеуказанное жилое помещение, так и в настоящее время это помещение находится в неудовлетворительном состоянии. При обследовании жилого помещения сотрудниками прокуратуры совместно с инспектором отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилого фонда Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: полы жилого помещения находятся в плохом техническом состоянии, имеется коробление древесины, просадки, на стыке наружной ограждающей конструкции и пола имеются щели и провалы; в кирпичной перегородке (стене) между комнатой и санитарным узлом имеются сквозные отверстия, через которые в комнату проникают запахи из санузла; окно из деревянного профиля частично прогнило, имеются многочисленные неисправности заполнений оконных проемов, зазоры повышенной ширины, повреждения остекления окна; межкомнатные и внутренняя входная двери повреждены: в дверных коробках имеются участки разрушения древесины, отсутствуют наличники; дверь в помещение туалетной комнаты отсутствует; неисправна электропроводка жилого помещения; инженерные сети жилого помещения находятся в плохом техническом состоянии: стояки горячего и холодного водоснабжения, а так же вентили стояков покрыты ржавчиной; стояки в санузле частично выполнены из стали диаметром 32мм, частично из материала ПВХ диаметром 20 мм; сантехническое оборудование требует ремонта: на металлическом душевом поддоне имеются сколы покрытия эмали и следы ржавчины, примыкание между поддоном и стеной в душевой нарушено. Многочисленные обращения Исаенковой А.А. в администрацию района и администрацию г. Красноярска о проведении капитального ремонта закрепленного за ней муниципального жилого помещения, результатов не дали до настоящего момента капитальные ремонт не проведен.
В судебном заседании помощник прокурора Полищук И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Истец Исаенкова А.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена лично, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика МО «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска, представитель третьего лица <данные изъяты>, и ответчик Игнатенко Н.М. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении дела не ходатайствовали.
Представитель ответчика администрации Кировского района г. Красноярска Долгих М.В. в судебном заседании исковые требования в части признания бездействия администрации Кировского района и администрации г. Красноярска не признала и пояснила, что данное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ включено в реестр муниципального жилищного фонда подлежащего капитальному ремонту. Администрация района не может самостоятельно произвести ремонт поскольку не имеет финансовых средств на это, денежные средства на проведение капитального ремонта муниципального жилья выделяются городской администрацией. Администрацией района были проведены работы по разработке локально-сметного расчета стоимости капитального ремонта, были инициированы торги на право заключения муниципального контракта на осуществление ремонта муниципального жилья в Кировском районе г. Красноярска. Администрацией г. Красноярска выделялись денежные средства на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений в Кировском районе г. Красноярска, однако контракты не состоялись, в связи с непредоставлением поставщиками услуг необходимых документов, в связи с чем денежные средства были возвращены в городскую администрацию. Таким образом со стороны администрации района были предприняты все необходимые действия для того что бы произвести капитальный ремонт в жилом помещении истицы. Однако при этом Долгих М.В. пояснила, что Администрация района не отказывается произвести капитальный ремонт жилья истицы, но ДД.ММ.ГГГГ денежных средств на производство капитального ремонта не выделялось, в связи с чем осуществить капитальный ремонт будет возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося представителя ответчика МО «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска, представителя третьего лица <данные изъяты>, и ответчика Игнатенко Н.М. на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 64 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), пригодное для проживания.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу п. 1 ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, а именно: обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации, ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, модернизация жилых зданий, утепление жилых зданий, замена внутриквартальных инженерных сетей, установка приборов учета, переустройство невентилируемых совмещенных крыш, авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий, технический надзор, ремонт встроенных помещений в зданиях.
Иные работы, не отнесенные Правилами к капитальному ремонту жилищного фонда, должны осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Перечень работ по текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет определен в абз. 2 пп. "е" пункта 4 типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315. из данного перечня следует, что побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения) относятся к текущему ремонту занимаемого жилого помещения. Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
По смыслу указанных положений закона наймодатель жилого помещения должен передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для его использования по назначению, на нанимателе лежит обязанность поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, в том числе, посредством текущего ремонта. Работы по ремонту жилищ, отнесенные законодателем к текущему ремонту (побелка, покраска внутри помещений), если они вызваны неисправностью частей здания или домового оборудования либо связаны с ведением капитального ремонта, производятся за счет наймодателя. Капитальный ремонт выражается в восстановлении в период службы зданий отдельных износившихся конструкций и оборудования дома в их натуральной форме за счет средств, предназначенных на простое воспроизводство. Все повреждения помещений и их оборудования, вызванные проведением этого ремонта, устраняются наймодателем.В судебном заседании было установлено, что Исаенкова А.А. является нанимателем комнаты <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно указанному договору найма, Исаенковой А.А. было передано муниципальное жилье, состоящее из 1 комнаты по адресу: <адрес>
Согласно разделу 2 договора найма Исаенкова А.А. приняла на себя обязанность соблюдать правила пользования жилыми помещениями, поддерживать жилое помещение в исправном состоянии, производить текущий ремонт, который включает в себя побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а так же замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
При этом наймодатель обязался передать Исаенковой А.А. жилое помещение, пригодное для проживания в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; осуществлять капитальный ремонт.
Ранее данное жилое помещение было закреплено за Исаенковой А.А. распоряжением администрации Кировского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № как за ребенком, оставшимся без попечения родителей. До своего совершеннолетия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Исаенкова А.А. в указанном жилом помещении не проживала, а была определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
Собственником комнаты № <адрес> является Игнатенко Н.М., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ муниципальной квартиры <адрес>, специалистами службы 005 был составлен локальный сметный расчет на ДД.ММ.ГГГГ, в котором отображены виды ремонтных работ, относящихся к капитальному ремонту (л.д.49-52).
На основании заявления Исаенковой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – <адрес> включена в реестр на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда по Кировскому району г. Красноярска (л.д. 158-166)
Для проведения капитального ремонта в указанном жилом помещении, на основании сметного расчета и заявок Администрации Кировского района г.Красноярска, были выделены бюджетные ассигнования Администрации Кировского района, в том числе для проведения капитального ремонта жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.82-86).
С 1 января 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст. 1 указанного Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Главой 3 данного Закона определены способ, порядок, правила осуществления закупок направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, требования, предъявляемые к участникам закупки и предоставляемым ими документам, порядок рассмотрения и оценок заявок на участие в конкурсе, порядок и условия заключения контракта по результатам конкурса.
В соответствии с требованиями вышеуказанного Закона ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского района г. Красноярска состоялось комиссионное рассмотрение заявки на выполнение работ по капитальному ремонту помещений муниципального жилищного фонда в Кировском районе г. Красноярска. Заявка <данные изъяты> признана несоответствующей требованиям ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом комиссионное рассмотрение заявки на выполнение работ по капитальному ремонту помещений муниципального жилищного фонда в Кировском районе г. Красноярска.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кировского района г. Красноярска проведен запрос предложений на выполнение работ по капитальному ремонту помещений муниципального жилищного фонда в Кировском районе г. Красноярска, что подтверждается протоколом проведения запроса предложений.
Согласно протоколу по вскрытию конвертов с окончательными предложениями на участие в запросе предложений по капитальному ремонту помещений муниципального жилищного фонда в Кировском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ установлена единственная заявка участника запроса предложений - <данные изъяты>, которая признана соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении запроса предложений.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Кировского района г. Красноярска в лице заместителя руководителя администрации Никонова А.В. обратилась с заявлением о согласовании заключения контракта по капитальному ремонту помещений муниципального жилищного фонда в Кировском районе г. Красноярска с <данные изъяты> (л.д. 102-103). По результатам рассмотрения заявления принято решение о согласовании контракта с единственным участником запроса <данные изъяты> (л.д. 104).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> было направлено предложение о заключении контракта в срок до ДД.ММ.ГГГГ и предоставлении необходимых документов (л.д. 105). Однако <данные изъяты> от заключения контракта уклонилось и не предоставило информацию, подтверждающую обеспечение исполнения контракта, в связи с чем заключение контракта оказалось невозможным.
Вышеприведенные обстоятельства, по мнению суда свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны как Администрации Кировского района г.Красноярска, так и Администрации города Красноярска в разрешении вопроса о проведении капитального ремонта жилых помещений муниципального жилого фонда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В тоже время, учитывая, что фактически контракт на проведение капитального ремонта, в том числе жилого помещения, находящегося в пользовании Исаенковой А.А., в ДД.ММ.ГГГГ заключен не был и выделенные денежные средства были возвращены в бюджет, а в ДД.ММ.ГГГГ действий, направленных на реализацию решения о проведении капитального ремонта муниципальных жилых помещений, в том числе жилого помещения Исаенковой А.А., Администрацией Кировского района г.Красноярска, а также Администрацией города Красноярска осуществлено не было, суд находит обоснованным требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности по проведению капитального ремонта в жилом помещении – комнате № <адрес>.
Согласно акту обследовании жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному помощником прокурора Кировского района Полищуком И.А. совместно с инспектором отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилого фонда Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Яхонтовой Е.Г., в ходе осмотра установлено, что указанное в акте жилое помещение комната № <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, нуждается в проведении капитального ремонта, отображены работы, выполнение которых необходимо.
Удовлетворяя требование истца в части возложения обязанности на администрацию Кировского района г. Красноярска, муниципальное образование «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска провести капитальный ремонт жилого помещения – комнаты № <адрес>, суд не усматривает законных и достаточных оснований к определению в судебном решении конкретных видов ремонтных работ, поскольку работы, определенные в смете на ДД.ММ.ГГГГ, а также работы, отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ № различны, кроме того, прокурором указаны работы, часть из которых (в том числе устройство плинтусов, ремонт сантехнического оборудования, устройство внутренней входной деревянной двери (при наличии металлической) в силу Постановления Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 отнесены к текущим видам работ, и при этом, прокурором остальная часть работ не конкретизирована, а от проведения судебной строительно-технической экспертизы стороны категорически отказались.
Однако учитывая, что сторона ответчика фактически не возражала против удовлетворения требований в данной части, что подтверждается пояснениями представителя Долгих М.В., данными в ходе рассмотрения дела, письменными пояснениями руководителя администрации Кировского района г. Красноярска С.В.Р. (л.д. 29-30, 34) согласно которым комната истицы включена в документацию электронного аукциона на проведение капитального ремонта муниципальных квартир, проведено обследование и составлен локально-сметный расчет стоимости капитального ремонта, а так же учитывая, что комната истицы Исаенковой А.А. включена в реестр на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда по Кировскому району г. Красноярска (л.д. 158-166), составлен локальный сметный расчет по ремонту её комнаты (л.д. 49-52), то суд полагает требования истца в этой части подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств необходимости проведения капитального ремонта мест общего пользования в квартире №, и фактического неисполнения собственником комнаты № квартиры <адрес> – Игнатенко Н.М. обязанностей по надлежащему содержанию принадлежащего ей жилого помещения, а также мест общего пользования, суд не находит оснований к удовлетворению требований прокурора в этой части.
По этим же, вышеуказанным судом основаниям, учитывая возражения стороны ответчика относительно необходимости проведения капитального ремонта мест общего пользования (коридора, санузла) в квартире <адрес>, которая является коммунальной, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на администрацию Кировского района г. Красноярска, МО «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска и Игнатенко Н.М. в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт помещения санузла и коридора, распределив расходы на капитальный ремонт помещения санузла и коридора пропорционально доле каждого из собственников в праве общей собственности на общее имущество в квартире – отказать.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей, от уплаты которой при подаче иска прокурор Кировского района г. Красноярска был освобождён, подлежит взысканию с ответчиков администрации Кировского района г. Красноярска, МО «город Красноярск» в лице администрации г. Красноярска в пользу федерального бюджета в равнодолевом порядке по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Кировского района г.Красноярска, Муниципальное образование «город Красноярск» в лице Администрации города Красноярска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести капитальный ремонт жилого помещения – комнаты № в квартире <адрес>.
Взыскать с Администрации Кировского района г.Красноярска, МО «город Красноярск» в лице Администрации города Красноярска в доход местного бюджета г.Красноярска государственную пошлину в сумме 300 рублей в равнодолевом порядке, то есть по 150 рублей с каждого ответчика.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором в интересах Исаенкова А.А. исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Н.А. Макарова