Решение по делу № 2-3585/2012 ~ М-3217/2012 от 06.08.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РФ

25 сентября 2012 года г. Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Попова А.О.

при секретаре Герасимовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булахова А.И. о понуждении Главы Республики Бурятия Наговицына В.В. к исполнению требований федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л

Булахов А.А. обратился в суд с иском об обязании Главы Республики Бурятия Наговицына В.В. утвердить Устав Отдельского казачьего общества РБ « 1 Верхнеудинский отдел», указывая, что 03.07.2012 года он обратился к Главе Республики Бурятия для утверждения Устава отдельского казачьего общества, в ответ получен отказ, который по мнению заявителя не основан на законе. Так в обоснование требований истец ссылается на нарушение прав граждан на объединение предусмотренных ст. 30 Конституции РФ, нарушение ответчиком 30-ти дневного срока предоставления ответа на обращение граждан установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Считает не обоснованным требование о предоставлении ответчику сведений, которые требуются только после произведения регистрации юридического лица, так принятие обязательства по несению государственной и иной службы возможно лишь при наличии статуса общественного объединения. Просит восстановить нарушенные конституционные права и обязать Главу Республики Бурятия утвердить Устав ОКО «1 Верхнеудинский отдел».

Определением суда в качестве третьих лиц привлечены районные казачьи общества «Кабанские казаки» и «Джидинские казаки».

В ходе судебного заседания истец Булахов А.И. исковые требования поддержал полностью, сослался на то, что на общем собрании учредителей районных казачьих обществ «Джидинские казаки» и «Кабанские казаки» 30.06.2012 года, было принято решение о создании отдельского казачьего общества «1-й Верхнеудинский отдел» (далее ОКО). Собранием принят Устав общества и произведены выборы органов управления созданного общества, в том числе он был избран атаманом ОКО. 03.07.2012 года он обратился к Главе Республики Бурятия для утверждения Устава общества, однако был получен необоснованный отказ за подписью неуполномоченного лица. Обращает внимание, что все ответы на его обращения подписываются должностными лицами аппарата Главы Республики Бурятия в компетенцию которых, не входит решение вопроса об утвержении Устава ОКО. По мнению истца этим попирается право на объединение казаков, т.к. до настоящего времени Глава Республики так и не ответил на его обращения по утверждению Устава. Считает не обоснованным отказ в утверждении Устава по тому основанию, что в него включены положения о возможности принятия членами общества на себя обязательства по несению государственной службы, т.к. фактически эти обязательства могут принять только члены зарегистрированного общества, а также члены общества вправе вообще не принимать на себя эти обязательства. Считает не обоснованными требования о предоставлении сведений о численности отдела, т.к. организация на момент утверждения устава не имеет статус юридического лица и никакой численности, по мнению истца до регистрации общества быть не может. Просит исковые требования удовлетворить полностью. Считает, что оснований для привлечения третьих лиц не имелось, т.к. указанные районные общества « Джидинские казаки» и «Кабанские казаки» за судебной защитой самостоятельно не обращались и это является их правом.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Будацыренов А.П. действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв Главы Республики Бурятия Наговицына В.В, и судебном заседании возражал против заявленных требований, обосновав тем, что нарушений действующего законодательства допущено не было. Администрация Главы Республики Бурятия обеспечивает реализацию полномочий высшего должностного лица Республики, в том числе обеспечение взаимодействия с общественными объединениями. Одной из задач Администрации Главы РБ является учет и анализ обращений. Законом предусмотрено, что ответ на обращение может быть дан уполномоченным лицом Администрации Главы РБ. 03.07.2012 года поступило обращение Булахова об утверждении Устава ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел», в предусмотренные законом сроки 30.07.2012 года был дан ответ заявителю, 03.08.2012 года документы были возвращены. Сторона ответчика считает, что Устав общества принят учредителями в количестве 8 человек, при этом утверждение Устава входит в компетенцию высшего представительного органа ОКО каковым является - съезд выборных казаков от каждого казачьего общества, являющегося членом ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел». Протокол № 1 от 30.06.2012 года не является протоколом окружного собрания. Не представлен протокол Круга ОКО. Положения о несении государственной или иной службы отражаются в уставах казачьих обществ после государственной регистрации казачьих обществ как юридических лиц. Вместе с тем, численность Окружного казачьего общества должна быть не менее 2000 чел., однако для утверждения Устава заявителем не представлены решения общих собраний районных казачьих обществ о вхождении в состав ОКО. В связи с необоснованностью требований, просит в иске отказать.

Представители третьих лиц районных казачьих обществ «Джидинские казаки», «Кабанские казаки» в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о дне слушания были уведомлены надлежащим образом, суду представлены возражения атаманов Павлова И.Ф., Гонтова А.А. действующих в силу должности, возражавших против привлечения районных обществ к участию в деле, при этом обращают внимание, что их интересы не затронуты и их позицию полностью защищает руководитель ОКО «1-й Верхнеудинский отдел». Неявка третьих лиц, надлежаще извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела не является основанием для отложения судебного заседания.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела приходит к следующему.

На федеральном уровне вопросы российского казачества регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству", Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ).

Казачьи общества являются одной из форм некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Анализ приведенного федерального законодательства в его системном единстве позволяет сделать вывод о том, что казачество в новых исторических условиях занимает определенное место в государственной системе Российской Федерации и возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности (раздел 1 Основных положений концепции государственной политики по отношению к казачеству, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355).

Федеральное законодательство определяет казачье общество как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; (статья 2 Федерального закона N 154-ФЗ).

Аналогичное понятие казачьего общества содержится в части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", введенной Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ.

Правовой статус казачьих обществ возникает не с момента их образования, а с даты включения в реестр и сохраняется до того момента, пока оно числится в реестре. Смысл реестра казачьих обществ в Российской Федерации заключается в том, что в нем должны быть указаны казачьи сообщества, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований). В реестр не вносится российское казачество, не связанное с государственной службой.

В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 (ред. от 30.04.2009) "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" Казачьи общества создаются с фиксированным персональным составом. Казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общими собраниями (сходами) казаков хуторов, станиц, городов, районными (юртовыми), окружными и войсковыми собраниями. Уставы подлежат утверждению главами администраций соответственно районов, городов, автономной области, автономных округов, областей и краев, а также главами исполнительной власти (президентами) республик в составе Российской Федерации.

Из представленных в дело материалов установлено, что 03 июля 2012 года Булахов обратился к Главе РБ Наговицыну В.В. с заявлением об утверждении Устава отдельского казачьего общества Республики Бурятия « 1-й Верхнеудинский отдел», учредителями которого выступили районные казачьи общества «Кабанские казаки», « Джидинские казаки», при этом для утверждения были представлены заявление, Устав ОКО, протокол общего собрания учредителей от 30.06.2012 года, копии свидетельств РКО «Кабанские казаки», « Джидинские казаки».

Судом установлено, что устав ОКО «1-й Верхнеудинский отдел» не утвержден Главой Республики Бурятия.

30.07.2012 года, и.о. Руководителя Администрации главы РБ и Правительства РБ Антоновым Н.М. был направлен ответ на имя Булахова, в котором указано, что в соответствии с п. 8,9 Указа Президента РФ от 07.09.2009 года № 1124 «об утверждении порядка принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной и иной службы», решение общего собрания казачьего общества о принятии членами этого казачьего общества обязательств по несению служба должно быть согласовано с атаманом вышестоящего казачьего общества. Устав казачьего общества должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, в связи с эти просят подтвердить численность отдельского казачьего общества, и предоставить решение общего собрания казачьего общества о принятии членами этого казачьего общества обязательств по несению службы, согласованное с атаманом Забайкальского войскового казачьего общества, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти РБ согласно принятым членам вашего казачьего общества обязательствам.

06.08.2012 года Булахов А.И. вновь обратился с заявлением на имя Главы Республики Бурятия с требованием утвердить устав ОКО.

23.08.2012 года И.О. первого заместителя Председателя Правительства РБ Чепик А.Е. направил в адрес истца ответ на обращение в котором изложена позиция об отсутствии правовых оснований для утверждения Устава ОКО, поскольку в проект устава необоснованно включены положения об обязательствах казаков ОКО по несению государственной и иной службы, поскольку эти обязательства могут быть приняты только после регистрации общества, поэтому обосновано требование о предоставлении согласования Устава заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представление сведений о численности членов ОКО, заявления которых о принятии обязательств по несению службы были утверждены общим собранием ОКО. Кроме того, учитывая требования Временного положения о государственном реестре казачьих обществ в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 09.08.1995 года № 835, численность ОКО должна составлять не менее 2000 чел., однако из представленных документов следует, что количество членов ОКО составляет 8 человек, что не соответствует требованиям о численности.

Проверив доводы заявителя о необоснованности отказа в утверждении Устава ОКО, суд приходит к выводу, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.

Положения действующего законодательства не устанавливают строгий перечень документов необходимых для утверждения Главой субъекта РФ Устава отдельского казачьего общества. Поэтому довод стороны истца, что необоснованны требования о предоставлении дополнительных документов, не основан на законе. Так в своём заявлении истец ссылается на ст. 13.1 п. 5.1. ФЗ « О некоммерческих организациях», что уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, вместе с тем эта норма регулирует отношения связанные с государственной регистрацией некоммерческой организации, и не регулирует отношения по утверждению устава отдельского казачьего общества.

Кроме того, из п.8.1. представленного суду Устава отдельского казачьего общества РБ «1-й Верхнеудинский отдел» следует, что казаки казачьих обществ являющихся членами входящими в состав ОКО РБ «1-й Верхнеудинский отдел» могут брать на себя в установленном порядке обязательства по охране общественного порядка, участию во вневойсковой охране государственной границы РФ, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов, участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим, участию в таможенной охране и составе таможенных органов РФ, охране лесов, водоемов и рек, иным видам государственной службы.

Из смысла ст. 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ окружное (отдельское) казачье общество создается путем объединения в том числе районных казачьих обществ, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы, при этом казачье общество подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ. Анализируя изложенное, учитывая положения Устава ОКО п. 8.1 суд приходит к выводу, что принятие членами казачьего общества на себя обязательства по несению государственной и иной службы и внесение казачьего общества в реестр является обязательным условием установленным действующим законодательством для казачьего общества в том числе и для ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел», и соответственно необходимо, чтобы количество членов ОКО на момент учреждения соответствовало требованиями Временного положения о государственном реестре казачьих обществ в РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 09.08.1995 года № 835.

Исходя из вышеизложенного, суд считает не противоречащим закону требование ответчика о представлении сведений о численности членов ОКО, поскольку в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" казачьи общества создаются с фиксированным персональным составом. Кроме того сторона истца не оспаривает то обстоятельство, что районные казачьи общества «Джидинские казаки» и «Кабанские казаки» имеют статус юридических лиц, их уставы зарегистрированы в Министерстве юстиции РБ, поэтому численное количество указанных обществ известно заявителю, и указанные сведения могли быть представлены Главе РБ, для утверждения Устава ОКО. Суд не может согласиться с доводом истца, что сведения о численности районных казачьих обществ до утверждения Устава и регистрации общества представлен быть не может, т.к. статус юридического лица не приобретен в предусмотренном законом порядке, не основан на законе и подлежит отклонению. Учитывая, что Устав содержит сведения о том, что казаки ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел» могут взять на себя обязательства по несению государственной службы, то требование сведений о численности суд считает обоснованным. Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 (ред. от 30.04.2009) "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" установлено, что окружное (отдельское) казачье общество, формируется если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 2 тысяч человек. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2 тысяч человек. Из представленного суду Устава ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел», следует, что высшим органом управления казачьего общества в компетенцию которого входит принятие и изменение Устава является- Круг ОКО« 1-й Верхнеудинский отдел»- съезд выборных казаков от каждого казачьего общества, являющегося членом « 1-й Верхнеудинский отдел». Стороной истца представлен протокол № 1 собрания учредителей по созданию некоммерческой организации отдельское казачье общество РБ ОКО« 1-й Верхнеудинский отдел» от 30.06.2012 года, указано, что присутствовали учредителей 8, однако фактически инициаторами создания выступают только два районных общества, численность которых никак не обозначена.

Заслуживает внимание довод представителя ответчика, что протокол собрания учредителей не вполне относится к протоколу окружного собрания и протоколу Круга ОКО «1-й Верхнеудинский отдел»- съезда выборных казаков являющихся членами ОКО, т.к. доказательств тому, что лица участвующие в собрании по созданию отдельского казачьего общества делегированы именно от казачьих обществ «Джидинские казаки» и « Кабанские казаки» суду не представлено. Также стороны не оспаривают, то обстоятельство, что сведения о выборных казаках участвовавших в собрании 30.06.2012 года не были представлены ответчику при подаче документов на утверждение Устава ОКО 03.07.2012 г..

Довод стороны истца, что ответы представленные должностными лицами аппарата Главы РБ не могут являться надлежащими ответами на его обращения об утверждении Устава ОКО « 1-й Верхнеудинский отдел», суд считает не обоснованным, по следующим основаниям. Так согласно Указа Президента РБ от 09.10.2007 года № 589, « Об утверждении положения и структуры Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства РБ», п.2.1., 2.1.1. Положения, основными задачами Администрации является обеспечение реализации Главой РБ полномочий высшего должностного лица РБ., п. 2.1.8. предусмотрено обеспечение взаимодействия Главы РБ, Правительства РБ с политическими партиями и иными общественными объединениями. Поскольку п.3 Указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества", предусмотрено, что глава субъекта утверждает Устава окружных казачьих обществ, однако по объективным причинам Устав утвержден не был, суд соглашается с позицией стороны ответчика, что ответы, содержащие разъяснение причин не препятствующих утверждению Устава данные должностными лицами Администрации Главы Республики Бурятия не противоречат действующему законодательству и не нарушают права истца. При этом суд учитывает, что все ответы с разъяснениями даны своевременно в течении менее 30 суток с момента обращения.

При таких обстоятельствах суд находит, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, нарушений прав истца судом не установлено, при этом заявитель может вновь обратиться с заявлением об утверждении Устава ОКО, тем самым реализовать гражданское право на создание не коммерческой организации. Доводы истца о нарушении права на объединение суд считает не обоснованным, т.к. волеизъявление высказано, а технические вопросы по оформлению статуса юридического лица не являются основанием полагать о нарушении прав граждан на объединение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Булахова А.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.О. Попова

2-3585/2012 ~ М-3217/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Булахов Александр Иванович
Ответчики
Субъект РФ - Республика Бурятия в лице Главы Наговицына В.В
Другие
казачье общество «Джидинские казаки»
казачье общество «Кабанские казаки»
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Попова А.О.
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
25.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2012Передача материалов судье
10.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2012Подготовка дела (собеседование)
22.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2012Судебное заседание
25.09.2012Судебное заседание
28.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2012Дело оформлено
28.12.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее