Гражданское дело № 2-1804/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 07 ноября 2017 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.Е.,
при секретаре Дубининой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михеля Эвальда Андреевича к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Михель Э.А. обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Михель Э.А. сослался на следующие обстоятельства.
07 сентября 2016 года администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области издала постановление №, в соответствии с которым спорное жилое помещение предоставлено Михелю Э.А. В этот же день между администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и Михелем Э.А. заключен договор социального найма. 26 апреля 2017 года между администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, с одной стороны, Михелем Э.А., с другой стороны, был заключен договор о передаче жилого помещения в собственность граждан, в соответствии с которым муниципальное образование передало истцу в собственность в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
27 апреля 2017 года Михель Э.А. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение, однако в осуществлении государственной регистрации права на квартиру ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих, что ранее им право на приватизацию жилья не было использовано. Данный отказ послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч.1 ст.43 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Истец Михель Э.А. извещен о месте и времени судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явился, его интересы на основании доверенности от 04 октября 2016 годапредставляла Деребчинская Г.М., которая в суде исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства, дополнительно пояснила, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, находится в муниципальной собственности. Ранее в приватизации жилья истец участия не принимал, в связи с чем 07 сентября 2016 года жилое помещение, которое истец занимал по договору найма, передано Михелю Э.А. в собственность безвозмездно.
Ответчик администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области извещена о месте и времени судебного разбирательства, представителя администрации на рассмотрение дела не направила, воспользовалась правом, предусмотренным частью 5 статьи 167 ГПК РФ, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области извещено о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела своего представителя не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 2, 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 23.12.1992 № 4199-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным правилам, иным требованиям законодательства).
На основании постановления администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района «О заключении договора социального найма жилого помещения с Михель Э.А.» № от 07 сентября 2016 года, между администрацией Скребловского сельского поселение Лужского муниципального района и Михелем Э.А. заключен договор найма отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. (л.д. 7, 8-12)
Выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования Скребловское сельское поселение подтверждает, что муниципальное образование - Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района является собственником спорной квартиры. Спорное жилое помещение внесено в реестр муниципального имущества под №. (л.д. 6)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира расположена на первом этаже, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, является изолированным помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан, учтена под кадастровым номером №. (л.д. 20-22)
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области от 29 марта 2017 года подтверждает, что муниципальное образование Скребловское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области является собственником спорного жилого помещения. (л.д. 20-22)
Из справки формы № 9 от 21 апреля 2017 года следует, что с 15 сентября 2016 года в спорной квартире постоянно зарегистрирован по месту жительства истец Михель Э.А. (л.д. 15)
Из архивной справки формы № 9 следует, что с 09 октября 1992 года по 15 сентября 2016 года Михель Э.А. имел постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 65)
Из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 26 апреля 2017 года следует, что между администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области с одной стороны, и истцом, с другой стороны, был заключен договор о передаче жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес> в собственность. (л.д. 14)
Из справки филиала Лужского бюро технической инвентаризации ГУП «Леноблинвентаризация» следует, что по данным учета Лужского БТИ, домовладения или квартиры за истцом не числится. (л.д. 18,19)
Справка ЗАО «Скреблово» от 30 мая 2017 года подтверждает, что квартира по адресу: <адрес> Михелем Э.А. не приватизировалась. (л.д. 24)
Как следует из объяснений представителя истца Деребчинской Г.М., до 16 октября 1992 года Михель Э.А. был зарегистрирован и проживал у своей сестры ФИО 1 по адресу: <адрес>. В июне 1992 года Михель Э.А. принял решение переселиться в Российскую Федерацию, в связи с чем в период с июня 1992 года по 09 октября 1992 года по объективным причинам он проживал без регистрации.
Справка о приобретении гражданства Российской Федерации № подтверждает, что 06 декабря 1997 года Михель Э.А. в соответствии с ч.2 ст. 13 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года на основании личного заявления приобрел гражданство Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище.
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие ст. 4 Закона, является таким имущественным правом.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
С учетом изложенного суд полагает, что спорное жилое помещение подпадает под определение объекта приватизации жилищного фонда, данное в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а истец - под определение субъекта приватизации, данное этим же законом.
Тот факт, что истец ранее не использовал право на приватизацию жилых помещений, подтверждает Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах Михеля Э.А. на объекты недвижимого имущества в порядке приватизации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Михель Э.А. постоянно проживает в спорной квартире, оплачивает квартплату и коммунальные услуги, надлежащим образом выполняет возложенные на него функции по обслуживанию жилого помещения. Данных о том, что в период, когда у Михеля Э.А. отсутствовала регистрация по месту жительства, он использовал право на приватизацию, судом не установлено.
С учетом представленных доказательств, подтверждающих факт вселения и проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, принимая во внимание тот факт, что истец не был признан неприобретшим либо утратившим право на спорное жилое помещение, зарегистрирован по спорному адресу, у истца отсутствует иное жилое помещение, закрепленное за ним на основании договора социального найма, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Михеля Эвальда Андреевича к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Михелем Эвальдом Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, гражданином Российской Федерации, (паспорт гражданина РФ № выдан <данные изъяты>), место жительства которого зарегистрировано по адресу: <адрес>, право собственности на двухкомнатную квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2017 года
Председательствующий: