РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«05» августа 2013 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А., с участием представителя истца Полякова С.Н., представителя ответчика - директора ООО «Спутник-1» Чернова В.А., при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе к ООО «Спутник-1» о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга лиц противоправными,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе обратился в суд с иском о признании действий ООО «Спутник-1» в отношении неопределенного круга лиц противоправными и обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда благоустроить территории первого пояса Зон санитарной охраны артезинских скважин №№1, 2, 3, 4, 5 \не допускать загрязнение, проводить периодическую уборку и скашивание травы, организовать дорожки с твердым покрытием, восстановить ограждение вокруг артезианской скважин №№3, 4\, привести границы первого пояса Зоны санитарной охраны артезианских скважин №№2, 3, 4 в соответствие с размерами, указанными в п.2.2.1.1. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», разработать проект Зон санитарной охраны водоисточников \артезианских скважин\, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по использованию эксплуатируемых водоисточников для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов \НДС\ вредных веществ в водный объект; с момента вступления в законную силу решения суда и постоянно обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с утвержденной программой производственного контроля с соблюдением периодичности и объема проводимых исследований; в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение периодического медицинского осмотра, гигиенического обучения работников в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и \или\ опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры \обследования\».
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГ истцом проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей в отношении ООО «Спутник-1», расположенного по адресу: ....
В ходе осмотра территорий артезианских скважин установлены нарушения действующего санитарного законодательства:
-территории первого пояса ЗСО артезианских скважин №№ 1,2,3,4,5 не благоустроены, не проводится периодическая уборка и скашивание травы, отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям; ограждение вокруг артезианской скважин № 3,4 местами отсутствует, нарушение п. 3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
-граница первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № №2,3,4, не соответствует размерам, фактически около 12-15 м - нарушение п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
-проекты организации зон санитарной охраны артезианских скважин не разработаны - нарушение п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02;
-артезианские скважины эксплуатируются при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на использование подземных источников для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - нарушение ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г.;
-производственный лабораторный контроль качества питьевой воды не выполняется в полном объеме: не соблюдается периодичность и объем проводимых исследований. Не представлены результаты лабораторных исследований воды за 2011-2012гг. в порядке производственного контроля согласно утвержденной программы производственного контроля по микробиологическим, органолептическим, обобщенным, радиологическим показателям, по неорганическим и органическим веществам -нарушение ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.3.3-3.6, 4.3, 4.4 СанПиН СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
-работники, обслуживающие водопроводные сооружения не прошли периодический медосмотр, гигиеническое обучение; не представлен заключительный акт по результатам периодического медосмотра за 2011-2012г. - нарушение ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 25 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";
-не установлены нормативы предельно-допустимых сбросов вредных веществ в водный объект (НДС), не представлен проект нормативов НДС веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами- нарушение п. 6.11. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения ООО «Спутник-1» подтверждается: актом проверки № от ДД.ММ.ГГ года, протоколами об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГ., постановлениями о назначении административного наказания.
Ссылаясь на положения ст.46 ГПК РФ, Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», истец просил признать действия ООО «Спутник-1» в отношении неопределенного круга лиц противоправными.
В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии Поляков С.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - директор ООО «Спутник-1» Чернов В.А. исковые требования признал.
Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с Уставом, Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГ, заключенному между ООО «Спутник-1» и Яльчикским сельским поселением Яльчикского района Чувашской Республики, Общество обязуется поддерживать объекты соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объектов соглашения \артезианских скважин, водопроводной сети, очистных сооружений и канализационных сетей\.
В соответствии со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» соблюдение и выполнение требований санитарного законодательства является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам \ст.18 Закона\.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей \ч.2 ст. 19 Закона\
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления \ст. 32 Закона\.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры \ст.34 Закона\.
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ. В силу ст.8 Федерального закона от 30.03.1999года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отсутствие должного контроля и ненадлежащее исполнение государственных санитарных правил и нормативов ООО «Спутник-1» создают угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии среди населения. Граждане, как потребители хозяйственно-питьевой воды, лишены возможности получать услуги по водоснабжению соответствующего качества, требуемого санитарными правилами.
Согласно ст. 5 п.2 ст.43 Водного Кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжении, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов используемых в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан», индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.3.2.1.1 Постановления, территория первого пояса Зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и застройки. Расположение на территории промышленного предприятия жилой застройки возможно при надлежащем обосновании; граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора- при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод; граница первого пояса Зоны санитарной охраны группы поземных вод водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин; для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса Зоны санитарной охраны допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора \п.2.2.1.1.Постановления\.
Согласно п.1.6 Сан Пин 2.1.4.1110-02, организации Зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в которой включаются:
а) определение границ Зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории Зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного территорий трех поясов Зоны санитарной охраны.
Проект Зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке \п.1.13 СанПин 2.1.4.1110-02,\.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГ № \л.д.8-9\ была проведена плановая проверка в отношении ООО «Спутник-1». Задачами настоящей проверки являются соблюдение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
По результатам плановой проверки ДД.ММ.ГГ начальником Управления Роспотребнадзора Сергеевой Н.М. в отношении ООО «Спутник-1» вынесены постановления об административном правонарушении № по ст.ст.6.3, 6.5, 8.42 КоАП РФ \л.д.16-18\.
Таким образом, ООО «Спутник-1» нарушаются требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и гарантированные государством.
С учетом изложенного, исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, в качестве самостоятельного основания для удовлетворения заявленных требований суд рассматривает признание иска представителем ответчика.
Так, согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель ответчика - директор ООО «Спутник-1» Чернов В.А. в судебном заседании иск признал. Последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем в материалах дела имеется его письменное заявление. Суд принимает признание иска, поскольку такое признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в Батыревском районе о признании действий ООО «Спутник-1» в отношении неопределенного круга лиц противоправными, удовлетворить.
Обязать ООО «Спутник-1» в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда благоустроить территории первого пояса Зоны санитарной охраны артезианских скважин №№1,2,3,4,5 \не допускать загрязнение, проводить периодическую уборку и скашивание травы, организовать дорожки с твердым покрытием, восстановить ограждение вокруг артезианской скважин №3,4\, привести границы первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин №№2,3,4, в соответствие с размерами, указанными в п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», разработать проект зон санитарной охраны водоисточников \артезианских скважин\, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по использованию эксплуатируемых водоисточников для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов \НДС\ вредных веществ в водный объект; с момента вступления в законную силу решения суда и постоянно обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с утвержденной программой производственного контроля с соблюдением периодичности и объема проводимых исследований; в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение периодического медицинского осмотра, гигиенического обучения работников, обслуживающих водопроводные сооружения.
Взыскать с ООО «Спутник-1» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... (...) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Яльчикский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.А. Кузнецова