Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1573/2018 ~ М-1525/2018 от 17.09.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2018 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Дерунова Д.А., при секретаре Кузьминовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1573/18 по иску Куйбышевского транспортного прокурора г.Самары к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Куйбышевский транспортный прокурор г.Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, в обосновании исковых требований указав, Куйбышевской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищённости, в ходе которой в деятельности ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее - ООО «СРГТП») выявлены нарушения указанного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение подпункта 5 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на основании её результатов не представлены в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности понтонов - 49, 930, 920, 869, 859, 381, 384, 411, 387, 388, 565, 868, дебаркадеров - 634, 665, 139, 311,388,366, 243,480.

Кроме того, в нарушение части 8 статьи 12.2 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в ООО «СРПП» отсутствуют сведения об обязательной сертификации технических средств ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, работки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).

Куйбышевской транспортной прокуратурой ранее уже принимались меры досудебного характера к понуждению ООО «СРПП» устранить вышеуказанные нарушения закона путем внесения представления в июне 2018 года, однако нарушения закона в части направления планов обеспечения транспортной безопасности понтонов и дебаркадеров на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта и проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности до настоящего времени не устранено.

Негативные последствия указанных нарушений негативно влияют на обеспечение транспортной безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЭ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение месяца со дня вступления в силу решения суда: Представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности понтонов и обеспечить их утверждение; Провести сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на Объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).

Приостановить эксплуатацию понтонов до устранения указанных нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца Ярополов В.А. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» Стрельниов В.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска прокурора отказать, по указанным в отзыве основаниям.

Представители третьих лиц Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу части 1 статьи 8 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования).

Согласно подпункту 5 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

В соответствии с частью 8 статьи 12.2 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 утверждены Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (далее - федеральные органы по сертификации):

а)    Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;

б)    Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;

в)    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении технических средств оповещения;

г)    Федеральное агентство связи - в отношении средств связи, приема и передачи информации;

д)    Министерство транспорта Российской Федерации - в отношении систем сбора и обработки информации.

В соответствии с пунктом 3 Правил участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются:

а)    федеральные органы по сертификации;

б)    органы по сертификации - организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной

безопасности;

в)    испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;

г)    заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, ^регистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной

безопасности.

Судом установлено, что Куйбышевской транспортной прокуратурой в период с 25.05.2018 по 05.06.2018 проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антетеррористической защищённости, в ходе которой в деятельности ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее - ООО «СРГТП») выявлены нарушения указанного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение подпункта 5 пункта 5 Требований в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на основании её результатов не представлены в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности понтонов -

Кроме того, в нарушение части 8 статьи 12.2 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ в ООО «СРПП» отсутствуют сведения об обязательной сертификации технических средств ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, работки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).

06.06.2018 года по результатам проверки в адрес ООО «СРПП» направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности, которое было рассмотрено ответчиком и признано обоснованным, поскольку факты нарушений, установленных прокуратурой, нашли свое подтверждение, в связи с чем должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д. 9-11, 12-13).

16.08.2018 года истцом в адрес ответчика направлено требование (в порядке ст.ст.6,22 ФЗ «О прокуратуре РФ») о предоставлении информации об исполнении требований прокурора, изложенных в представлении от 06.06.2018 года.

Между тем, ответчиком нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности в полном объеме устранены не были, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЭ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Учитывая, что негативные последствия указанных нарушений негативно влияют на обеспечение транспортной безопасности в отношении неопределенного круга лиц, заявленные требования подлежат рассмотрению судом.

В обоснование своих доводов, представитель ответчика, не оспаривая наличие у ООО «СРПП» нарушений требований обеспечения транспортной безопасности, ссылается на убыточность предприятия и отсутствие денежных средств на их устранение.

Между тем, указанные доводы не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ООО «СРПП», являясь организацией внутреннего водного транспорта, в соответствии с требованиями норм Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", обязано разработать и реализовать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении принадлежащих Обществу остановочных пунктов (дебаркадеров и понтонов), самоходных судов и по оснащению пассажирского речного комплекса городского округа Самара (ОТИ «Объекты причальной инфраструктуры г.о. Самара») инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, также нести иные расходы на формирование и содержание подразделения транспортной безопасности.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что ООО «СРПП» принимает все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений.

Согласно ответу на судебный запрос Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта, по результатам рассмотрения поступивших в УТБ планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры от субъекта транспортной инфраструктуры ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» были приняты решения об отказе в утверждении указанных Планов в отношении всех дебаркадеров и понтонов. Основанием для отказа является пункт 23 Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 30.04.2013 № 162, а именно несоответствие содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми документами.

Аналогичные решения были приняты Управлением транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта и по обращениям ООО «СРПП» в 2017 году. При этом заявителю указано о необходимости исключения формального подхода при разработке Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и приведения Планов в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также разъяснена ответственность, вплоть до уголовной, за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности. (л.д. 91-110)

В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, учитывая, что неустранение вышеуказанных нарушений негативно влияет на обеспечение транспортной безопасности, суд считает необходимым обязать Общество с ограниченной ответственностью «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение месяца со дня вступления в силу решения суда: Представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности понтонов и обеспечить их утверждение; Провести сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на Объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).

Вместе с тем, суд считает обоснованными возражения ответчика относительно возможности удовлетворения заявленных требований в части приостановления эксплуатации понтонов и дебаркадеров до устранения указанных нарушений, поскольку они затрагивают экономическую деятельность Ответчика и нарушают его право на владение и распоряжение имуществом, предусмотренное ст.ст. 34- 35 Конституции РФ.

Кроме того, приостановление эксплуатации понтонов и дебаркадеров приведет к нарушению транспортного сообщения между г.о.Самара и населенными пунктами, расположенными на правом берегу р. Волга на территории сел Рождествено, Новинки, Шелехметь, Выползово, Подгоры. и Гаврилова Поляна, население которых составляет более 10 000 человек, так как единственным путем сообщения между г.о. Самара и данными населенными пунктами является маршрут внутреннего водного транспорта «Самара-Рождествено», обслуживаемый ООО «СРПП» в отсутствие альтернативных путей сообщения и иных перевозчиков, что подтвердил в судебном заседании представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.

Таким образом, удовлетворение заявленных требования в этой части приведет к еще большему нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем они не могут быть признаны законными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куйбышевского транспортного прокурора г.Самары к ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об устранении нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Самарское речное пассажирское предприятие» в течение месяца со дня вступления в силу решения суда: Представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности понтонов и обеспечить их утверждение; Провести сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на Объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения.

Судья                                Дерунов Д.А.        

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 года

2-1573/2018 ~ М-1525/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куйбышевская транспортная прокуратура
Ответчики
ООО "Самарское речное пассажирское предприятие"
Другие
Федеральное агенствро морского и речного транспорта
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Администрация сельского поселения Роджествено муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Дерунов Д.А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
17.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2018Передача материалов судье
21.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Судебное заседание
20.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Судебное заседание
29.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019Дело оформлено
19.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее