Решение по делу № 2-1020/2014 ~ М-958/2014 от 18.06.2014

Дело № 2-1020/2014

15 июля 2014 года город Вельск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Игнатьева *П к администрации муниципального образования «*» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,

у с т а н о в и л:

прокурор Вельского района в интересах Игнатьева Г.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «*» о понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «*», Вельского района Архангельской области.

Обосновывает требования тем, что Игнатьев Г.В. родился в пос. *, * района Архангельской области, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец И* Г.В. решением * районного суда от * года лишен родительских прав в отношении сына, а его мать И* Р.В. умерла в *году. В связи с тем, что жилое помещение, закрепленное за И* Г.В., признано не пригодным для проживания, то постановлением главы МО «*» от * года за ним закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. После смерти матери Игнатьев Г.В. был помещен в ГОУ «*», с мая * года проживал с бабушкой в пос. * района, в 2007 году поступил в ГБОУ «*», где обучался до 2010 года, а затем служил в Армии и демобилизовался в 2011 году. В настоящее время постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № * года Игнатьев Г.В. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Вельского района, однако жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Считает, что у Игнатьева Г.В. возникло право требовать предоставления специализированного жилого помещения из специализированного жилого фонда на территории МО «*», соответствующего санитарным и техническим нормам. А поэтому просит обязать администрацию МО «*» незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Игнатьеву Г.В. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям МО «*», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «*», отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах МО «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Русинова К.О. настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что отец истца лишен в отношении сына родительских прав в 2007 году, мать умерла в 2002 году. Поэтому просит возложить обязанность на ответчика предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 10 кв.м. на территории МО «*», поскольку Игнатьев Г.В. длительное время проживал и намерен проживать в гор. *, а так же работать.

Игнатьев Г.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что проживает и работает на территории МО «*», где жилое помещение по договору социального найма или найма специализированного жилого помещений ему до настоящего времени не предоставлено.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования являются законными и обоснованными.

Представитель администрации МО «*» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве ссылаются на то, что исковые требования могут быть удовлетворены только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа и только после выделения субвенции на эти цели администрации МО «*».

Представитель 3-го лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В представленном отзыве указали, что МО «Вельский муниципальный район» жилого фонда не имеет, то предоставить жилье истцу обязан ответчик за счет предоставленной из бюджета областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (л.д.)

Представители Министерства образования науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора Вельского района Русинову К.О., Игнатьева Г.В., Юнусову Т.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 15 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Игнатьев Г.В., родился * года в пос. * района Архангельской области (л.д. 13 оборот).

Решением * районного суда Архангельской области от * года отец истца И* В.Г. лишен родительских прав в отношении сына Геннадия, а его мать И* Р.В. умерла * года (л.д.11,15).

Таким образом, Игнатьев Г.В. имеет статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с тем, что жилое помещение по адресу: пос. * района Архангельской области ул. *, закрепленное за Игнатьевым В.Г. признано не пригодным для проживания, (л.д.19) то постановлением главы МО «*» № * года за ним закреплено право на внеочередное получение жилого помещения (л.д.13).

После смерти матери Игнатьев Г.В. был помещен в ГОУ «*», с мая * года проживал с бабушкой в пос. * района, в * году поступил в ГБОУ «*», где обучался до * года, затем проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ и демобилизовался в * году (л.д.12,18 оборот).

В настоящее время постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № * года истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Вельского района (л.д.10).

Жилого помещения по договору социального, специализированного найма либо в собственности на территории МО «*» и другой территории истец не имеет.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.

Так, за Игнатьевым Г.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения на территории * района, однако, в связи с тем, что истец обучался, длительное время проживает на территории гор. Вельска, а закрепленное за ним жилое помещение признано не пригодным для проживания, то он постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № * года был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статьи 3 закона пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу.

После вступления в законную силу данного нормативного акта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в новой редакции) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, внесшего изменения, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного закона.

Таким образом, Игнатьев Г.В. имеет право, на предоставление благоустроенного жилья специализированного жилого фонда исходя из нормы предоставления жилой площади 10 кв.м. общей площади на одного человека, согласно утвержденной учетной норме площади жилого помещения в МО «*» от 09 февраля 2006 года..

Игнатьев Г.В. выявлен, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то вправе самостоятельно реализовать свое жилищное право на получение жилья.

Однако, до настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от истца обстоятельствам: жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлялось.

Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком не представлено.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Закрепленного жилого помещения истец не имеет, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить его жилым помещением по достижении совершеннолетия, должно быть возложено на МО «*», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Следовательно, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения, на момент рассмотрения данного гражданского дела, у истца возникло.

Игнатьев Г.В. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрел право для предоставления ему жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).

На момент судебного разбирательства жилищные права истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту внеочередного получения жилья истец не имеет, компенсации за него не предоставлено.

Поскольку Игнатьев Г.В. обучался и длительное время проживает на территории гор. Вельска, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Вельском районе, то и правоотношения по найму жилого помещения возникли с МО «*».

Отсутствие финансирования либо необходимого жилья не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

Игнатьев Г.В. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью и ему не предоставлено жилое помещение, то в данном случае он не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договором найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «*» предоставить вне очереди жилое помещение Игнатьеву Г.В. по договору найма специализированного жилого помещения в специализированном жилом фонде ответчика в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «*» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно положениям ст.ст.209,210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истца на внеочередное получение жилого помещения, суд считает, что жилое помещение истцу, должно быть предоставлено по вступлении решения суда в законную силу, а поэтому нет необходимости дублировать данную норму закона в резолютивной части решения

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация муниципального образования «*» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Игнатьева * – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «*» предоставить Игнатьеву * жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде квартиры или жилого дома, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «*», общей площадью не менее 10 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «*» Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев

2-1020/2014 ~ М-958/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Игнатьев Геннадий Викторович
Прокурор Вельского района
Игнатьев Геннадий Викторович
Ответчики
админитсрация МО "Вельское"
Другие
Министерство финансов Архангельской области
Министретсво образования, науки и культутры Архангельской области
админитсрация МО "Вельский муниципальный район"
отдел опеки и попечительства администрации МО "Вельский муниципальный район"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Пестерев Сергей Альбертович
Дело на странице суда
velsksud--arh.sudrf.ru
18.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2014Передача материалов судье
20.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2018Дело оформлено
28.05.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее