Дело № 2-585/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2013 г. г.Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре судебного заседания Куршевой А.В.,
с участием в деле
истца Панковой Н.Б.,
ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Болтунова В.В., действующего на основании доверенности от 30 ноября 2012 г. № 07-13532,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его представителя Костькина А.В., действующего на основании доверенности от 16 июля 2012 г. 52 АА 0896813.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панковой Н.Б. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий,
установил:
Панкова Н.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении предоставить ей единовременную материальную и финансовую помощь как пострадавшей в результате паводка 2012 года.
В обоснование иска указала, что в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на реках Инсар и Тавла в г. Саранске, оказались подтоплены дома по улице <адрес>. В том числе был подтоплен дом №, принадлежащий ФИО8, ФИО9 и Панковой Н.Б. на праве собственности в равных долях.
Факт подтопления подтверждается актом обследования частного жилого помещения <адрес>, составленного работниками Администрации Октябрьского района г. Саранска, и справкой ГУ МЧС России по РМ.
Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. № 180 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия" (в ред. постановления Правительства РМ от 02.07.2012 № 238) считает, что она, как собственница жилого помещения, входит в категорию граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки: получение единовременной материальной и финансовой помощи. Об этом свидетельствует и тот факт, что после внесения 02 июля 2012 г. изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. № 180 Администрацией Октябрьского района были составлены дополнительные списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в которые она была включена. Она предоставила все необходимые документы, однако денежные средства на ее счет перечислены не были.
16 ноября 2012 г. она обратилась в Министерство социальной защиты населения РМ с заявлением, в котором просила проинформировать, когда ей будет выплачена материальная помощь. На свое заявление получила письмо-отказ № 10/13751 от 07 декабря 2012 г.
Считает отказ незаконным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 18 федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 01 апреля 2012 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным, на основании вышеуказанного Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», Указа Главы Республики Мордовия от 11 мая 2012 г. № 82-УГ «О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Мордовия, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия» просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей единовременную материальную и финансовую помощь как пострадавшей в результате паводка 2012 года.
В заявлении от 26 февраля 2013 г. Панкова Н.Б. исковые требования уточнила, просила признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выплате ей единовременной материальной и
финансовой помощь как пострадавшей в результате паводка 2012 года незаконным. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики
Мордовия выплатить ей единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей.
В заявлении от 19 марта 2013 г. истец Панкова Н.Б. исковые требования уточнила, просила признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выплате ей единовременной материальной и
финансовой помощь как пострадавшей в результате паводка 2012 года незаконным. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики
Мордовия принять решение о предоставлении ей как пострадавшей в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30
дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец Панкова Н.Б. исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунов В.В. исковые требования не признал, пояснив, что Панкова Н.Б. включена в списки собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества. Данный список направлен на согласование в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Письмом от 13 ноября 2012 г. № 01-06/313 Глава Республики Мордовия В.Д. Волков обратился к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву о выделении дополнительно 51500,0 тыс. рублей. До настоящего времени федеральные средства для осуществления выплат вышеуказанным категориям граждан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Республике Мордовия не выделены. Решение о предоставлении пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории республики Мордовия, мер социальной поддержки принимается после поступления денежных средств, что соответствует положениям Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года № 750.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Костькин А.В. не возразил относительно удовлетворения уточненных исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Панкова Н.Б. ДАТА рождения является собственницей 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № (л.д. 5).
Согласно справке начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 19 июня 2012 г. № 286-СП дом <адрес> в период весеннего половодья 2012 года был подтоплен (л.д. 6).
28 апреля 2012 г. комиссией в составе заместителя Главы Администрации городского округа Саранск ФИО13, заместителя Главы Администрации Октябрьского района городского округа Саранск ФИО14, заместителя директора ГБУ РМ Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск ФИО15 составлен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г., расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому комиссия пришла к заключению, что размер единовременной материальной помощи составляет 10 000 рублей, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества - 100 000 рублей.
Панкова Н.Б. включена в список собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, на получение единовременной материальной помощи под № 43, на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества - под № 14.
16 ноября 2012 г. Панкова Н.Б. обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о предоставлении информации о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д. 7).
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 7 декабря 2012 г. № 10/13751 Панковой Н.Б. сообщено, что она является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены. Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 г. № 43-4912-22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являются единственным местом жительства и, согласно статье 210 и 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья. Если она постоянно проживает в доме, пострадавшем от паводка, для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости ей обратиться в суд (л.д. 8).
Данный отказ суд находит незаконным по следующим основаниям.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом № 82-УГ от 11 мая 2012 г. Главы Республики Мордовия "О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия" постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. № 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.(далее- Порядка)
Таким образом, Порядок предоставления мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Внесенными в данный Порядок изменениями от 02 июля 2012 г. № 238 постановлением Правительства Республики Мордовия правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее - Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане Российской Федерации (в том числе их законные представители) представляют в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия (далее - государственные учреждения) по месту жительства для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека, следующие документы:
заявление с указанием номера лицевого счета, открытого в кредитной организации, и согласием на обработку персональных данных;
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
акт обследования имущества граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, выданный администрацией соответствующего муниципального района в Республике Мордовия.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
Согласно пунктам 6, 7, 8, 9, 10 Порядка государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Содержанием приведенных норм, устанавливается определенный порядок реализации прав граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, на получение мер социальной поддержки гарантированные государством.
При этом в пункте 10 Порядка определены основания для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, перечень которых является исчерпывающим.
Как установлено в судебном заседании материалами дела, Панкова Н.Б. включена в список собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, на получение единовременной материальной помощи под № 43, на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества - под № 14 и в реестр на выплату мер социальной поддержки.
Данные обстоятельства представителем ответчика Болтуновым В.В. не оспаривались.
Между тем в письме Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 7 декабря 2012 г. № 10/13751 в качестве основания к отказу в праве на получение мер социальной поддержки Панковой Н.Б указано, что она является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, и должна обратиться в суд для установления факта постоянного проживания по данному адресу.
Принимая во внимание, что отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, является основанием для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения, суд приходит к убеждению, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10/13751 от 07 декабря 2012 г. в выплате Панковой Н.Б. единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года является незаконным, в связи с чем следует обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении Панковой Н.Б. мер социальной поддержки и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Довод представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. о том, что решение в форме приказа о выплате принимается после поступления федеральных средств для осуществления выплат вышеуказанным категориям граждан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Республике Мордовия, суд находит несостоятельным, поскольку из проведенного анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность принять соответствующее решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки возникает у ответчика после проверки представленных документов и оформляется соответствующим приказом. Следовательно, принятие данного решения не связано с невыделением федеральных средств для осуществления выплат вышеуказанным категориям граждан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Республике Мордовия. Законодателем также определено, что выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Ссылка представителя ответчика Болтунова В.В. на положения Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 г. № 750, как основание для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении мер социальной поддержки истцу, также необоснованна.
Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 (в ред. постановлений Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 158, от 17 августа 2010 г. № 624), определяется порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила).
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.
В соответствии с пунктом 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека) (в ред. постановления Правительства РФ от 17 августа 2010 н. № 624).
В соответствии с пунктом 6 Правил разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 г. № 2-4-60-12-22 (далее - Методические рекомендации).
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом "д" пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане (включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Исходя из проведенного анализа, суд находит, что вышеуказанными правовыми актами определяется порядок оформления документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий и включение в данный список, подтверждает право граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера при выделении соответствующих средств.
Следовательно, обязанность принять соответствующее решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, данных мер социальной поддержки в форме приказа, предусмотренная в пункте 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, не противоречит вышеуказанным нормам.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 710-р в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Республики Мордовия в весенний период 2012 года (далее - паводок), принято решение осуществить выплаты указанным гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750.
Данным распоряжением Правительству Республики Мордовия указано представить в МЧС России список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Выделить Правительству Республики Мордовия на основании списков, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере до 620 млн. рублей для осуществления выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего распоряжения.
13 ноября 2012 г. Глава Республики Мордовия В.Д. Волков обратился к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву о выделении дополнительно 51500,0 тыс. рублей на осуществление выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Панкова Н.Б. имеет право на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, при выделении соответствующих средств, а следовательно, исковые требования Панковой Н.Б. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, суммы подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, и другие признанные судом необходимыми расходами, что предусмотрено статьей 94 ГПК Российской Федерации.
С учетом требований подпункта первого пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей по квитанции от 01 февраля 2013 г. (л.д.4).
Пунктом первым статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подпункту девятнадцатому пункта первого статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлин.
Следовательно, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия не относится к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиком государственной пошлины, и освобождено от возмещения данных расходов, в связи с чем расходы истца по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Панковой Н.Б. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10/13751 от 07 декабря 2012 г. в выплате Панковой Н.Б. единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении Панковой Н.Б. мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович