Дело № 33а-6299/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 26 октября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозковой Е.Е. и Муратовой С.В.
при секретаре Гринь Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Грачева Антона Сергеевича на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2017 года о признании незаконным бездействия государственных органов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения административного истца Грачева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области – Павловой А.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Грачев А.С. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, которым просил признать бездействие административных ответчиков незаконным.
Требования административного иска мотивированы тем, что 26.06.2017г. в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на 08.07.2017 г. в г. Гатчина на пересечении ул. Хохлова и пр. 25 Октября возле памятника В.И. Ленину в 12 час. 30 мин.
Прибыв в указанные место и время, административный истец обнаружил отсутствие сотрудников полиции и администрации. Не дозвонившись в дежурную часть УМВД РФ по Гатчинскому району, административный истец и другие участники публичного мероприятия начали сбор агитационной конструкции.
Около 12.40 часов двое неизвестных подошли и начали избивать участников публичного мероприятия, после чего похитили баннер и часть металлической конструкцию, которые увезли на автомобиле Газель.
Административный истец считал, что нарушены требования п.5, ч.1, ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Бездействие административных ответчиков повлекло нарушение прав на проведение публичного мероприятия.
В суде первой инстанции административный истец Грачев А.С. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовская Е.А. возражала против удовлетворения требований административного иска, полагая, что со стороны администрации Гатчинского муниципального района бездействие не допущено. Во исполнение постановления о согласовании проведения публичного мероприятия администрацией предварительно, посредством факсимильного сообщения была направлена информация о предстоящем публичном мероприятии в УМВД Росси по Гатчинскому району Ленинградской области, главному врачу ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ», в Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области. 08.09.2017 г. с 12 часов на месте предстоящего митинга присутствовал уполномоченный представитель администрации Гатчинского муниципального района Шпигунова М.А. После возникновения конфликта между участниками публичного мероприятия и неизвестными лицами была вызвана полиция.
Представитель административного ответчика УМВД России по Гатчинскому району административный иск не признал, считая его доводы необоснованными, отмечая, что в место проведения мероприятия 08.07.2017 к 12.30 часам направлены сотрудники патрульно-постовой службы УМВД по Гатчинскому району.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований Грачеву А.С. отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, Грачевым А.С. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в административном исковом заявлении. Отмечается, что суд не учел существенные обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, направленные в место проведения митинга сотрудники полиции покинули его, поскольку одновременно должны были обеспечивать безопасность проведения концерта, проходящего в непосредственной близости на расстоянии 5 минут пешего хода от места проведения митинга. Уполномоченный представитель администрации Гатчинского муниципального района Шпигунова М.А. находилась в отдалении от места проведения митинга и к его участникам не подходила.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда находит доводы жалобы обоснованными, решение суда подлежащим отмене в части, поскольку неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Указанным Федеральным законом N 54-ФЗ установлен порядок организации и проведения в Российской Федерации публичных мероприятий.
В рамках организации публичного мероприятия нормами Федерального закона N 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Исходя из статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются.
Права и обязанности уполномоченного представителя органа местного самоуправления предусмотрены ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 54-ФЗ, в соответствии с которой уполномоченный представитель органа местного самоуправления обязан:
1) присутствовать на публичном мероприятии;
2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;
3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Как следует из материалов дела, на основании уведомления организатора публичного мероприятия Грачева А.С. постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области «О проведении публичного мероприятия на территории г. Гатчины 08 июля 2017 года» от 03.07.2017 №2941 организатору согласовано проведение публичного мероприятия на 08.07.2017 года с 12.30 часов до 16.30 часов по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения проспекта 25 Октября и улицы Хохлова. Этим же постановлением назначен уполномоченный представитель администрации Гатчинского муниципального района Шпигунова М.А. в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении.
Предварительно о предстоящем мероприятии были уведомлены УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, главный врач ГБУЗ Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» для обеспечения при необходимости оказания неотложной медицинской помощи, также копия уведомления организатора публичного мероприятия направлена в Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области. Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с названным постановлением от 03.07.2017 №2941 к месту проведения митинга 08.07.2017 к 12 часам прибыла Шпигунова М.А. – главный специалист по внутренней политики администрации Гатчинского муниципального района, присутствие которой на месте проведения митинга в это время подтверждается материалами дела. Как только во время подготовки митинга в отношении его участников совершены противоправные действия представителем администрации Гатчинского муниципального района вызвана полиция.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что при проведении административным истцом публичного мероприятия действия органа местного самоуправления и его уполномоченного представителя соответствовали требованиям закона, обязанности, установленные статьями 12, 13 Федерального закона N 54-ФЗ, ими исполнены.
Следовательно, обжалуемое бездействие административного ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области не содержит всей совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218 КАС РФ, позволяющих суду оценить его как бездействие органа местного самоуправления, которое не соответствует закону и нарушает права административного истца.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что администрацией Гатчинского муниципального района не допущено бездействия при проведении 08.07.2017 года с 12.30 часов до 16.30 часов публичного мероприятия по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения проспекта 25 Октября и улицы Хохлова.
Доводы апелляционной жалобы в части требований административного иска к администрации Гатчинского муниципального района судебная коллегия находит несостоятельными.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с постановленным по делу решением суда в части требований административного иска к УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области.
Отказывая в удовлетворении административного иска в этой части, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ действия по сбору агитационной конструкции являются организацией публичного мероприятия и не относятся непосредственно к началу митинга.
Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ст. 14 Федерального закона N 54-ФЗ по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел (ч.1).
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право: 1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); 2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; 3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия (ч.2).
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан: 1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; 2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении (ч.3).
Согласно заключению о результатах проверки по обращению Грачева А.С. по факту отсутствия сотрудников полиции при подготовке к проведению публичного мероприятия от 31.07.2017, утвержденному начальником УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Журавлевым А.В., распорядительным актом от 06.07.2017 были назначены уполномоченные представители полиции из числа сотрудников патрульно-постовой службы, обязанные обеспечивать при проведении публичного мероприятия совместно с организатором и уполномоченным представителем органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности. 08.07.2017 в 12.30 часов началась подготовка к проведению публичного мероприятия, а именно сборка организатором временной конструкции с агитационными баннерами. В это же время около 12.30 часов между организатором митинга Грачевым А.С. и его помощников, с одной стороны, и неизвестными молодыми людьми, с другой стороны, произошел словесный конфликт, переросший в обоюдную драку, в ходе которой неизвестные отобрали агитационные баннеры, погрузили в автомобиль «Газель» и уехали. При поступлении соответствующей информации по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения проспекта 25 Октября и улицы Хохлова незамедлительно прибыл наряд патрульно-постовой служб. По прибытии наряда были произведены предусмотренные законом мероприятия, а затем около 13.00 часов Грачев А.С. объявил о начале проведения публичного мероприятия. Наряд ППСП совместно с уполномоченным от администрации Гатчинского муниципального района приступил к обеспечению общественного порядка и безопасности на мероприятии.
Из объяснений полицейского отдельной роты патрульно-постовой службы первого (моторизированного) взвода Столярец Ю.С., полученных в судебном заседании суда первой инстанции, а также его рапорта на имя начальника УМВД России по Гатчинскому району усматривается, что 08.07.2017 он заступил на пост в 9.00 часов вместе с Мельниковым и Травкиным. При получении инструкций было объявлено о двух публичных мероприятиях – митинге и празднике «День семьи». В 12.00 часов они прибыли на охрану правопорядка на место проведения праздника, после чего к 12.30 часам отправились к месту проведения митинга, где находился только представитель администрации, митингующих не наблюдалось. Столярец Ю.С. с другими сотрудниками полиции во исполнение указания ответственного от руководства отправились обратно на место проведения праздника, попросив представителя администрации сообщить по телефону, как только митингующие соберутся. После чего из дежурной части поступило сообщение о драке, они вернулись к месту проведения митинга, где находились Грачев А.С. и карета скорой помощи (л.д. 50, 52).
Из телефонограмм № 756 и № 772 Гатчинской клинической межрайонной больницы, зарегистрированных дежурным УМВД России по Гатчинскому району, следует, что Грачев А.С. и Грачев С.Д. в 12.40 часов были избиты неизвестными (л.д. 55-58).
Материалами дела подтверждается факт нарушения общественного порядка при проведении 08.07.2017 года с 12.30 часов до 16.30 часов публичного мероприятия по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения проспекта 25 Октября и улицы Хохлова, совершения противоправных действий в отношении участников митинга.
В то же время, согласно п. "6" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
При таких обстоятельствах, не может быть признано надлежащим исполнение должностными лицами УМВД России по Гатчинскому району обязанности, установленной указанными Федеральными законами, об обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, а также соблюдения законности при его проведении.
Следовательно, УМВД России по Гатчинскому району допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении 08.07.2017 года публичного мероприятия по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения проспекта 25 Октября и улицы Хохлова.
Суждение суда о том, что организатором публичного мероприятия осуществлялись действия по сбору агитационной конструкции, которые не относятся к началу митинга, является несостоятельным, поскольку данные действия совершались участниками митинга после 12.30 часов, то есть в период времени проведения публичного мероприятия, согласованный постановлением администрации Гатчинского муниципального района от 03.07.2017 №2941.
Таким образом, постановленное по делу решение суда в части нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 3 августа 2017 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области отменить, принять по административному делу в этой части новое решение.
Признать незаконным бездействие УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, выразившееся в необеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.
В остальной части решение Гатчинского городского суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Гиренко М.В.