Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.04.2014г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Аскеровой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2020/14 по заявлению Черкасова В. И. о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.,
У С Т А Н О В И Л:
Черкасов В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., указав, что он является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенного на нем жилого дома. К его земельному участку прилегает участок лесного фонда, которым он пользуется на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок договора истек ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени он продолжает добросовестно пользоваться указанным участком, оплачивает соответствующие арендные платежи. На арендуемом участке были высажены ива, туя, рябина, ели и иные декоративные кустарники. В ДД.ММ.ГГГГ. была проведена выездная плановая проверка арендуемого им лесного участка на предмет соблюдения лесного законодательства и противопожарных мероприятий, по итогам которой ему был вручен акт от ДД.ММ.ГГГГ. и предписание согласно которого в виду отсутствия проекта освоения лесов и окончания срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ему следует передать лесной участок арендодателю по акту приема- передачи в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Министерство лесного хозяйства с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, указав, что условия ранее заключенного договора аренды данным участком он не нарушал, участок использует по назначению под зону культурно- оздоровительных мероприятий, своевременно оплачивает арендные платежи. Однако ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в этом на том основании, что срок договора аренды лесного участка должен соответствовать сроку, определенному прежним договором, но не может превышать 49 лет, кроме того, договоры должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. № и возложить на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязанность по принятию решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ., а также заключить с ним договор аренды участка лесного фонда по форме, установленной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Черкасова Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования по изложенным выше основаниям, кроме того, просила приостановить исполнение предписания Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче спорного участка арендодателю в срок до ДД.ММ.ГГГГ. до принятия решения по данному делу и вступления его в законную силу, при этом пояснила, что оспариваемый отказ Министерства является типовым, не конкретизированным, из него не представляется возможным определить по каким основаниям заявителю было отказано в перезаключении договора аренды участка
лесного фонда. Черкасов В.И. использует данный участок по назначению в соответствии с действующим законодательством под зону культурно- оздоровительных мероприятий. Кроме того, после окончания срока договора аренды он продолжал пользоваться данным земельным участком, у него принимались арендные платежи, арендодатель до окончания срока договора не сообщал ему о его намерении его расторгнуть, следовательно, договор в соответствии с действующим законодательством является перезаключенным на тот же срок на тех же условиях.
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, в суд поступил отзыв, в котором Министерство просит отказать в удовлетворении требований заявителя, указывая на отсутствие оснований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах применения ч. 1 ГК РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственного органа государственной власти недействительным, является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием физического лица.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. между Самарским лесхозом и заявителем был заключен договор на аренду участков лесного фонда №, в соответствии с которым последнему был предоставлен в долгосрочное пользование участок лесного фонда под огород в квартале 57 выделе 15 ( л.д. 12- 19).
Срок действия указанного договора был определен до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. Черкасов В.И. обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением, в котором просил переоформить с ним договор аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ. Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заявителю было отказано в этом. В данном ответе было указано на то, что срок договора аренды лесного участка должен соответствовать сроку, определенному прежним договором, но не может превышать более 49 лет; договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до ДД.ММ.ГГГГ.; также имеется ссылка на то, что запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведение дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (л.д. 8).
Судом установлено, что в оспариваемом ответе Министерства приведены лишь ссылки на нормы права, однако не указано, каким образом правоотношения с Черкасовым В.И., связанные с арендой земельного участка им противоречат, также не приведены основания, по которым заявителю было отказано в удовлетворении его заявления о переоформлении договора аренды.
Данные обстоятельства подтверждаются текстом приведенного выше ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среда и природопользования Самарской области, из содержания которого не представляется возможным сделать вывод о том, что заявление Черкасова В.И. было рассмотрено по существу с указанием мотивации и оснований принятого решения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим образом заявление Черкасова В.И. заинтересованным лицом рассмотрено не было, в связи с чем считает, что права и законные интересы заявителя в данном случае являются нарушенными.
Поскольку надлежащим образом заявление Черкасова В.И. рассмотрено не было, доводы, изложенные в указанном заявлении, Министерством не проверялись, их обоснованность не исследовалась, суд считает, что спорный отказ является формальным, не конкретизированным, нарушающим права заявителя, следовательно, незаконным. В связи с этим, требования Черкасова В.И. о признании данного отказа незаконным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с тем, что заявление Черкасова В.И. надлежащим образом рассмотрено не было, обстоятельства, в нем изложенные, заинтересованным лицом не проверялись, и учитывая, что указанный отказ не содержит оснований по которым не возможно заключение договора аренды с заявителем, суд считает, что требования заявителя о возложении на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязанности по принятию решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования заявителя о заключении с ним договора аренды участка лесного фонда по форме, установленной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ удовлетворению не подлежат. Как установлено судом и указано выше, уполномоченным органом заявление Черкасова В.И. фактически не рассматривалось, основания возможности либо не возможности перезаключения договора аренды данного участка не проверялись, необходимые документы не запрашивались и не исследовались.
В соответствии с действующим законодательством функции, связанные с перезаключением договора аренды, возложены на определенный орган - в данном случае Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которому надлежит исследовать все представленные документы, при необходимости запросить соответствующие сведения по конкретному участку, выполнить иные необходимые действия. Полномочия по принятию решений, связанных с перезаключением договоров аренды у суда отсутствуют, поскольку на него в указанных случаях лишь возложена обязанность по проверке законности принятых Министерством решений.
Поскольку заявление Черкасова В.И. надлежащим образом рассмотрено не было, все необходимые обстоятельства по его вопросу уполномоченным органом не исследовались и не проверялись, что подтверждается формальным и не конкретизированным ответом на обращение заявителя, и учитывая, что суд лишь проверяет законность принятых решений, самостоятельными полномочиями по решению вопросов о перезаключении договоров аренды в соответствии с действующим законодательством не обладает, суд не находит оснований для удовлетворения указанного выше требования заявителя.
Также не подлежат удовлетворению требования заявителя о приостановлении исполнения предписания Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. о передаче спорного участка арендодателю в срок до ДД.ММ.ГГГГ до принятия решения по данному делу и вступления его в законную силу, поскольку указанное предписание какого – либо отношения к предмету спора не имеет.
Доводы Министерства, изложенные в отзыве о том, что по ряду причин перезаключить договор аренды с Черкасовым В.И. невозможно не могут быть приняты судом во внимание, поскольку оспариваемый отказ каких-либо оснований, в том числе изложенных в отзыве, не содержит. Кроме того, суд обязал Министерство принять решение по обращению заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Черкасова В. И. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. №
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области принять решение по заявлению Черкасова В. И. от ДД.ММ.ГГГГ. о переоформлении договора аренды участка лесного фонда по существу.
В остальной части требований Черкасову В.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.04.2014г.
Судья Ю.В. Косенко