Дело № 12-14/2015
р.п.Зубово-Поляна 31 июля 2015 г.
РЕШЕНИЕ
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Ибрагимова Р.Р.,
при секретаре Мучкиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора УГИБДД МВД по Республике Мордовия Солдаткиным А.М. Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» (далее по тексту ГКУ «Упрдор Республики Мордовия») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере рублей. Административное правонарушение состоит в том, что на автомобильной дороге «п.Потьма - п.Барашево» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия отсутствует в полном объеме наружнее освещение и веерное отключение освещения на указанной автодороге.
Не соглашаясь с данным постановлением ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» обратилось в суд с жалобой, в которой считает оспариваемое постановление необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что согласно Уставу предметом деятельности ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» является обеспечение организации строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия и закрепленных за ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» на праве оперативного управления. Однако линии наружного освещения на вышеуказанной автомобильной дороге на балансе ГКУ не состоят, что подтверждается решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 февраля 2015 г.. Каких-либо доказательств передачи искусственного дорожного освещения - линий наружнего освещения на баланс ГКУ административным органом вопреки требованиям частей 2,3 статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, не представлено. Поскольку ГКУ «Упрдор» не является субъектом административного правонарушения, просит суд признать незаконным и отменить постановление от 12.05.2015 г. в отношении ГКУ «Упрдор» Республики Мордовия» и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» Рузанова Н.И., действующая на основании доверенности от 12 января 2015 г. жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», суд приходит к следующему.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 апреля 2015 г. на автомобильной дороге «Потьма-Барашево» на участках, проходящих по населенным пунктам Потьма, Сосновка, Леплей, Ударный, Парца, Явас Зубово-Полянского муниципального района была проведена контрольная проверка эксплуатационного состояния искусственного наружного освещения в ходе которой были выявлены нарушения требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (отсутствие стационарного электрического освещения) и п.4.6.3. ГОСТ Р 50597-93 г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
12 мая 2015 г. в отношении юридического лица ГКУ «Управление дорог Республики Мордовия» должностным лицом административного органа составлен административный протокол по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно пункту 4.6 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие правила», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Данный стандарт содержит норму, согласно которой все его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения.
Из анализа приведенных норм следует, что организация стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии не мене 100 м, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения и должна осуществляться, как при ремонте, так и в процессе содержания дорог.
Эти же правила закреплены в статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», согласно которым ремонт и содержание дорог на территории российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
При этом, обеспечение безопасности в процессе содержания автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов. В свою очередь обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в том числе, государственным стандартам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояние автомобильного дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах)).
Согласно подпунктов 2.2, 2.3.22 главы 2, подпункта 3.1 главы 3 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» целями деятельности Учреждения являются: строительство новых автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия; обеспечение сохранности и нормального функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности республики Мордовия. Совместно с Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Мордовия осуществление анализа состояния безопасности дорожного движения, разработка предложений по улучшению дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия, разработка и реализация мер по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно- эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.
Суд не принимает во внимание доводы представителя заявителя о том, что линии наружного освещения на автомобильной дороге «п.Потьа - п.Барашево» на балансе ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» не числятся, поскольку последней не представлено доказательств в подтверждение указанного обстоятельства. Ссылка на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20.02.2015 г. является несостоятельной, поскольку повторно входить в обсуждение аналогичных доводов представителя юридического лица, надлежаще исследованных в поименованном решении суда, лишь с целью получения иного судебного акта, является недопустимым.
Согласно сообщению начальника ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» от 13.02.2015 г. автомобильная дорога «п.Потьма-п.Барашево» (протяженностью 53,4 км.) в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия находится на балансе указанного учреждения и закреплена на праве оперативного управления, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, утвержденный Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.03.2009 г. №100. Линия освещения на вышеуказанной автомобильной дороге на балансе ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» не числится.
Суд не принимает во внимание сведения о том, что линия освещения на балансе не числится, поскольку каких-либо письменных доказательств автором жалобы не представлено.
Как следует из государственного контракта №59 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги от автодороги М-5 «Урал» - пос.Потьма - пос.Барашево, заключенного ГКУ «Упродор Республики Мордовия» и ООО «Мордовдорстрой» 27.12.2010 г. и приложения к нему №1 «Календарный график производств работ» (пункт 27) работы по переустройству наружного освещения включены в перечень работ, которые должен выполнить заказчик. Указанное свидетельствует о том, что ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» выполняет функции государственного заказчика по реконструкции вышеуказанного объекта, финансируемого за счет средств федерального бюджета.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Следовательно, именно ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» обязано осуществлять содержание и ремонт автомобильной дороги, поскольку установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что ГКУ «Управление дорог Республики Мордовия» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются несостоятельными и не могут повлечь отмену постановления.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем суд, учитывает обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Доказательств, подтверждающих сложность финансового положения представителем заявителя не представлено, наличие исключительных обстоятельств, судом при рассмотрении жалобы, не установлено.
При таких обстоятельствах назначенное ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей, предусмотренном санкцией ст. 12.34 КоАП РФ, является соразмерным выявленному нарушению, существенно нарушающим принципы и цели, на защиту которых направлено государственное регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Исходя из изложенного, судья не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы представителя ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на постановление по делу об административно правонарушении оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора УГИБДД МВД по Республике Мордовия Солдаткина А.Н. о привлечении к административной ответственности Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» по статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова