Решение по делу № 02а-0254/2017 от 11.10.2017

                                                                                                                      Дело  2а-254/2017

 

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации

 

10 ноября 2017 года Чертановский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре Симачевой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции РФ по г.Москве о признании Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Всегда прав прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», 

 

                                                     УСТАНОВИЛ:

 

Главное управление Министерства юстиции РФ по г.Москве обратилось в суд  с указанным административным иском о признании Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Всегда правпрекратившей свою деятельность и исключении ее из ЕГРЮЛ. В обоснование своих требований административный истец указал, что Региональная общественная организация Общества защиты прав потребителей «Всегда прав зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1137799013384. Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве за учетным номером 7712017147. Административный ответчик с 2014 года не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; не размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых  в уполномоченный орган. Административным истцом административному ответчику направлены письменные предупреждения:   77/03-42399 от 30.08.2016г. со сроком устранения нарушений до 11.10.2016г.,  77/03-59410 от 02.12.2016г. со сроком устранения нарушений до 17.01.2017г., которые были не исполнены. Предупреждения в установленном законом порядке административным ответчиком не обжаловались. Также административный ответчик не представил в Главное управление сведения об изменении адреса (места нахождения). Информация об устранении выявленных нарушений в Главное управление не поступила. Данным бездействием административный ответчик нарушил требования Федерального закона от 12.01.1996  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д.3-6).

Административный истец Главное управление Министерства юстиции РФ по г.Москве, будучи извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.5).

Административный ответчик Региональная общественная организация Общества защиты прав потребителей «Всегда правпредставителя в суд не направил, о времени и месте судебного заседания извещался по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ (л.д.20-24). Однако телеграмма доставлена не была, дверь в квартиру (офис) была закрыта (л.д.48).

В силу ч.3 ст.54 ГПК РФ, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.  Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Данные положения также нашли свое отражение в с п.п. 63,67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п.68 Постановления ПВС РФ).

При таких обстоятельствах суд считает административного ответчика извещенным надлежащим образом и рассматривает дело в отсутствие административного ответчика, а также в отсутствии представителя административного истца в порядке ст. 150 КАС РФ.

  Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по г. Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что Региональная общественная организация Общества защиты прав потребителей «Всегда правзарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1137799013384 (л.20-24).

Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве за учетным номером 7712017147 (л.д.25).

 Как следует из административного искового заявления, административный ответчик с 2014 года не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; не размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых  в уполномоченный орган (л.д.34).  Административным истцом административному ответчику направлены письменные предупреждения:  77/03-42399 от 30.08.2016г. со сроком устранения нарушений до 11.10.2016г.,  77/03-59410 от 02.12.2016г. со сроком устранения нарушений до 17.01.2017г. (л.д.30-31, 32-33). Предупреждения в установленном законом порядке административным ответчиком не обжаловались. Также административный ответчик не представил в Главное управление сведения об изменении адреса (места нахождения). Информация об устранении выявленных нарушений в Главное управление не поступила.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Обстоятельства, изложенные административным истцом, административным ответчиком не опровергнуты, доказательств иного не представлено.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Признать Региональную общественную организацию Общество защиты прав потребителей «Всегда прав прекратившей свою деятельность.

 Исключить Региональную общественную организацию Общество защиты прав потребителей «Всегда прав из Единого государственного реестра юридических лиц.

 

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

 

 

        Судья:

 

 

 

 

 

 

 

Решение принято в окончательной форме 14.11.2017г.

                                                                                                                      Дело  2а-254/2017

 

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации

 

10 ноября 2017 года Чертановский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., при секретаре Симачевой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции РФ по г.Москве о признании Региональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Всегда прав прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях»