Решение
Именем РФ
17 декабря 2018г. г. Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Ивановой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2602\18 по административному исковому заявлению Анашкина Евгения Андреевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения
установил:
Анашкин Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата>. №. В обоснование заявления указывает, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 540 кв.м., с разрешенным использованием для садоводства, по адресу: <адрес>., о чем в Едином государственном реестре имеется запись государственной регистрации права от <дата> №.
Он обратился в Департамент градостроительства г. о. Самара с заявлением № о перераспределении земельного участка площадью 299 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего мне земельного участка площадью 540 кв.м. К заявлению приложил схему расположения земельного участка, согласно которой в результате перераспределения предполагается образование земельного участка площадью 839 кв.м. путем присоединения к принадлежащему мне земельному участку площадью 540 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335008:48, территории площадью 299 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> № в заключении соглашения о перераспределении указанных земельных участков отказано.
Отказ в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, равно как и ссылка на пп. 11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ являются неправомерными. Испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок площадью 299 кв.м. к территории общего пользования не относится. Таким образом, ссылка ответчика в оспариваемом распоряжении на принадлежность части образуемого земельного участка к территории общего пользования является необоснованной.
Просит признать распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> № незаконным.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение моего заявления № от <дата> о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Ответчик Департамент градостроительства г.о. Самара представитель по доверенности Бачинский Д.В. иск не признал, представил мотивированный отзыв.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец <дата>. обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 299 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ему земельного участка площадью 540 кв.м.
К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия паспорта, выписка ЕГРН, акт согласования границ.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> № в заключении соглашения о перераспределении указанных земельных участков отказано. Указанное Распоряжение принято со ссылкой на статьи 11.9, 39.29 Земельного кодекса РФ.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорено им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями, в том числе, по:
-приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками;
-принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
- по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности,
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о перераспределении земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Соответственно действующее законодательство устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, расположенных на территории общего пользования.
Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), земельный участок площадью 839 кв.м. расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. На часть испрашиваемого земельного участка действие градостроительного регламента не распространяется, так как согласно топографическим сведениям Департамента (1/500) часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования, поскольку расположена в границах прохода (проезда), которым пользуется неограниченный круг людей.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.
В силу указанной нормы Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планированиямуниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные частью «в» пункта 4 статьи 56 Градостроительного Кодекса РФ, состоит из общей и специальной части. Специальная часть раздела III содержит, в том числе и ссылки на подраздел, содержащий актуализированные карты (схемы), раздела «Геодезические и картографические материалы».
Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка, предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и утвержденным проектом планировки территории (Постановление Администрации городского округа Самара от 17.07.2013 № 715-р «Об утверждении документации по проекту планировки и проекту межевания линейного объекта по водоснабжению и водоотведению «Микрорайона «Крутые ключи» в границах Московского шоссе, Северного проезда, 13 улицы, улицы Широкой, дачного массива вдоль границы городского округа Самара, микрорайона «Крутые Ключи», улицы Красной, завода «Салют», 11 лини в Кировском и Красноглинском районах городского округа Самара»).
Таким образом, действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования части испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах прохода (проезда), и не предусматривает приватизации этой территории.
Перераспределение испрашиваемого земельного участка в частную собственность будет препятствовать реализации положений действующей градостроительной документации и повлечет за собой существенные изменения градостроительной ситуации на территории планировочной единицы, к которой относится испрашиваемый земельный участок.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности согласно пункту 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений
Факт наличия в единой информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара данных о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне территории общего пользования явился основанием для вынесения распоряжения <дата> № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Следовательно у ответчика имелось основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, предусмотренное подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Учитывая особенности предмета судебного разбирательства в формате административного судопроизводства, наличие информации, содержащейся в информационном ресурсе Департамента градостроительства г.о. Самара, лишал ответчика права принять иное правоприменительное решение по заявлению Анашкина Е.А.
Доводы административного истца о том, что им подготовлена новая схема расположения земельного участка образуемого в результате присоединения испрашиваемого участка без выхода за пределы красных линий территории общего пользования не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная схема с заявлением истца от 14.08.18г. ответчику не предоставлялась и не была предметом рассмотрения при вынесении распоряжения от 1010.2018 № РД-1604 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Истец не лишен права обратиться к ответчику с заявлением о перераспределении участков исходя из вновь составленной схемы расположения земельного участка.
Так же не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что присоединяемый участок не выходит за границы красных линий, поскольку новый объект, участок 839 кв.м., образуемый при присоединении испрашиваемого участка принадлежит к территории общего пользования, что подтверждается ИСОГД и не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела
На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий, что имеет место в данном случае, либо права либо свободы гражданина не были нарушены, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении требований Анашкина Евгения Андреевича о признании незаконным распоряжения 10.10.18г. № РД – 1601 Департамента градостроительства г.о. Самара отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения 21.12.18 года.
Судья подпись Н.Г. Дурнова