Петрозаводский городской суд Дело № 12-882/2019-8
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33) УИД 10RS0011-01-2019-007328-28
Р Е Ш Е Н И Е
03 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Алексеева Алексея Всеволодовича на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 17.07.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении
Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» (далее – АО «ПКС - Водоканал», Общество), <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 17.07.2019г. АО «ПКС-Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Защитник АО «ПКС-Водоканал» Алексеев А.В., действующий на основании доверенности, с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины Общества в совершении правонарушения, в случае установления вины Общества просит признать деяние малозначительным, либо снизить размер штрафа до минимального размера. Указывает, что Обществом выполнялись работы по устранению аварийной ситуации на сетях водопровода, в связи с чем применимы положения ст.23 Правил благоустройства, определяющие порядок производства аварийных работ. Административным органом не применена норма права, которая подлежит применению, пункты Порядка, невыполнение которых вменяется Обществу, не содержат ссылок на то, что соответствующее правовое регулирование распространяется на аварийные работы. Поскольку аварийные работы в спорной ситуации проводились в зимний период времени (декабрь 2018 г.), то в соответствии с пунктами 4.2, 4.3.2, 4.6, 4.7 Порядка производства земляных работ при строительстве, статьей 23 Правил благоустройства работы по благоустройству должны были быть выполнены после окончания зимнего периода, то есть не позднее 15 июня (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 19.04.2019 №937), что и было сделано Обществом 30.05.2019.
Законный представитель юридического лица АО «РКС - Менеджмент» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
В судебном заседании защитник АО «ПКС-Водоканал» Макарова М.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Представитель Административной комиссии Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Исследовав доводы жалобы, заслушав защитника, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом, учитывается, что жалоба подана в срок, предусмотренный КоАП РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» невосстановление благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 250000 руб.
Основанием для привлечения АО «ПКС-Водоканал» к административной ответственности по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» послужило то обстоятельство, что АО «ПКС-Водоканал», являясь лицом, ответственным за производство земляных работ в районе Ротонды, расположенной на наб.Онежской (напротив здания №1 по ул.Еремеева) в г. Петрозаводске на основании договора-заявки на производство земляных работ от 05 декабря 2019 г. № ПДА 18/91-453, срок действия которого на момент осмотра территории Петрозаводского городского округа 30 мая 2019 г. истек, в нарушение пункта 2 статьи 28 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 № 27/27-414 (далее – Правил благоустройства), пунктов 1.4, 4.1 Порядка производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 №3878 (далее – Порядка производства земляных работ), не обеспечило восстановление благоустройства территории общего пользования и элементов благоустройства после проведения земляных работ, что повлекло за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства, а именно: визуально определяется 3 люка смотровых колодцев, вокруг каждого люка имеется залитая цементным раствором отмостка; на месте проведенных земляных работ не восстановлен газон, не завезен растительный грунт, не обеспечен посев травы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Правил благоустройства порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа определяется постановлением Администрации Петрозаводского городского округа. Производство земляных работ осуществляется на основании ордера на производство земляных работ на территории Петрозаводского городского округа, выдаваемого Администрацией Петрозаводского городского округа, за исключением осуществления таких работ на земельных участках, предоставленных в целях строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в собственности организаций и физических лиц (п.1.4 Порядка).
В силу пункта 4.1 Порядка производства земляных работ заявитель обязан после проведения земляных работ произвести комплексное восстановление благоустройства, в том числе: нарушенных газонов, почвенного покрова, зеленых насаждений, детских спортивных площадок, малых архитектурных форм, бортового камня и асфальтобетонного покрытия, в полном объеме без снижения их качества в срок, указанный в Ордере.
Частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Диспозиция части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» выражается в невосстановление благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, то в рамках рассмотрения такого дела подлежит обязательному исследованию вопрос о нарушении лицом конкретных норм, содержащих соответствующие правила поведения.
Из материалов дела следует, что 05 декабря 2018 г. между Администрацией Петрозаводского городского округа и АО «ПКС-Водоканал» заключен договор-заявка № ПДА-18/91-453, предметом которого является производство земляных работ для устранения аварии на сетях канализации по адресу: г. Петрозаводск, ул.Еремеева, д. 1, выдан соответствующий ордер № ПДА-18/91-453.
В силу положения пункта 3.19 Порядка производства земляных работ порядок производства земляных работ при ликвидации аварий, произошедших по производственным, технологическим и эксплуатационным причинам, а также вследствие воздействия внешних случайных факторов, повлекших за собой повреждение, разрушение коммуникаций определяется в соответствии со статьей 23 Правил благоустройства.
Пунктом 9 статьи 23 Правил благоустройства предусмотрено, что восстановление нарушенных дорожных покрытий и других элементов благоустройства, включая озеленение, осуществляется в соответствии с Разделами 5 и 6 настоящих Правил.
Поскольку производимые АО «ПКС-Водоканал» работы в районе Ротонды, расположенной на наб.Онежской (напротив здания №1 по ул.Еремеева) в г. Петрозаводске, были направлены на устранение последствий аварии, то применительно к спорной ситуации применимы положения статьи 23 Правил благоустройства, определяющие порядок производства аварийных работ, несоблюдение которых АО «ПКС-Водоканал» не вменялось.
При этом, пункты 1.4, 4.1 Порядка производства земляных работ, нарушение которых вменяется АО «ПКС-Водоканал», не содержат указания о том, что они распространяются на аварийные работы.
Пункт 2 статьи 28 Правил благоустройства (содержащийся в разделе 5 указанных Правил) содержат лишь общие требования к организации земляных работ.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, принимая во внимание бланкетный характер диспозиции части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» и невозможность применения к спорным правоотношениям вменяемых АО «ПКС-Водоканал» нарушений пунктов 1.4, 4.1 Порядка производства земляных работ и пункта 2 статьи 28 Правил благоустройства, судья приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то суд не вправе изменить или дополнить объем предъявленного обвинения.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из правового регулирования общественных отношений в затронутой сфере применительно к признакам состава вменяемого АО «ПКС-Водоканал» деяния и обстоятельств содеянного, АО «ПКС-Водоканал» не может быть подвергнуто административному наказанию по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях».
Таким образом, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства и положения статей 1.5, 1.6, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой отмену оспариваемого постановления и прекращение производства по делу.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Алексеева Алексея Всеволодовича удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № от 17.07.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А. Сааринен