Дело № 11-342/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова,
при секретаре судебного заседания А.В. Лантух,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прудниковой С. И. на решение мирового судьи судебного участка № 5 г.Петрозаводска по гражданскому делу по иску Прудниковой С. И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия» (межрайонное) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Петрозаводску РК (межрайонное) о взыскании расходов по оплате стоимости по проезду к месту отдыха и обратно в сумме 18060 рублей, указывая, что является пенсионером, в ДД.ММ.ГГГГ выезжала на отдых в <адрес>, на основании ст. 34 Закона «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», имеет право на возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно, обращалась к ответчику с заявлением об оплате стоимости проезда, но получила отказ, который полагает необоснованным.
Решением мирового судьи судебного участка № 5 г. Петрозаводска от 13.05.2018 в удовлетворении иска Прудниковой С.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда, полагает ошибочным вывод суда о том, что истец не обладает правом на компенсацию стоимости по проезду к месту отдыха и обратно, поскольку не является получателем страховой пенсии по старости, т.к. пенсия назначена ей на основании норм Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обосновывает со ссылками на нормы законодательства и материалы выплатного дела истца, что она является получателем именно страховой пенсии по старости, правом на компенсацию расходов обладает.
Представитель истца Матвеев М.В. в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателям трудовых пенсии по старости и инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01 04 2005 г. № 176.
В соответствии с п.п.1 и 2 указанных Правил, компенсация расходов на оплату стоимости проезда производится только неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсии по старости и по инвалидности.
Из материалов дела следует, что истцу Прудниковой С.И., ДД.ММ.ГГГГ на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости по достижению <данные изъяты>.
Пенсия назначена со снижением требуемого для ее назначения возраста с учетом положений п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (на момент назначения истцу пенсии в редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ).
Согласно данной норме, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Ст.34 данного закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Истцу при назначении пенсии установлен стаж проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 4 года 9 мес. 16 дней, необходимый возраст для выхода на пенсию уменьшен на 2 года (1 год (безусловное уменьшения) + 1 год (за 4 полных года проживания)).
Условия назначения трудовой пенсии по старости на момент назначения истцу пенсии были регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В частности, ст. 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
П.6 ч.1 ст.28 данного закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта (каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера).
С учетом указанных правил истцу определен стаж работы в РКС 9 лет 10 месяцев 2 дня, с учетом данного стажа возраст для назначения пенсии уменьшен на 3 года (9 лет х 4 мес. = 36 мес. = 3 года).
Таким образом, на момент обращения за назначением трудовой пенсии по старости у истца отсутствовал необходимый для досрочного (с <данные изъяты>) назначения пенсии только по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ стаж, пенсия назначена ей с применением положений Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 в части уменьшения возраста, требуемого для ее назначения, на 2 года.
Согласно положениям статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2015г.) гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости, назначаемая в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" и пенсия по старости, назначенная в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1, не являются тождественными, дифференцируются законодателем как назначаемые по различным основаниям.
При этом истец в соответствии с положениями абз.6 ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 за установлением страховой пенсии по старости по достижению возраста, дающего право на ее получение, не обращалась, в связи с чем, учитывая изложенные выше обстоятельства, вывод суда первой инстанции в обжалуемом решении о том, что назначенная истцу пенсия страховой не является, правом на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно по нормам ст.34 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. в 2017 году она не обладала, является верным.
Указанные стороной истца в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении с учетом анализа вышеуказанных норм права, фактических обстоятельств дела, дана надлежащая оценка, свидетельствующая об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, причин не согласиться с данным выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, а также по мотивам, указанным в ч.4 ст.330 ГПК РФ при рассмотрении апелляционной жалобы судом не установлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328–329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 5 г.Петрозаводска по гражданскому делу по иску Прудниковой С. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно оставить без изменения, апелляционную жалобу Прудниковой С. И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья К.А. Кипятков